Согласно новым поправкам к закону «О связи», организации должны будут хранить служебную переписку
Речь идет о внутренних данных компаний. Главная цель поправок, по заявлению законодателей, — борьба с коррупцией, в первую очередь в сфере госзакупок
Читать на полной версииСлужебные письма: хранить три года. В Госдуме могут принять закон о технологических сетях связи, сообщили «Известия». Речь идет о служебных системах.
Бизнесу, возможно, придется хранить свои внутренние данные в течение трех лет и по запросу делиться ими с силовиками. В первую очередь это может коснуться рабочей переписки сотрудников крупных компаний.
Сперва стоит пояснить, о чем идет речь. У каждой крупной, средней, а подчас и у мелкой компании есть собственная внутренняя сеть. Для обмена сообщениями, для доступа к общим данным и так далее. Небольшим предприятиям такие услуги предоставляют провайдеры. Но у крупных предприятий — интернет-гигантов, промышленных корпораций, у госструктур, у стратегических объектов — есть свои собственные сети. Это закрытые защищенные автоматизированные системы (сокращенно АС), куда нет доступа извне. Иначе их можно назвать IT-периметром компании, попасть куда может только сотрудник с правом доступа. И сейчас владельцев таких систем могут обязать в течение трех лет хранить информацию, которая передается по внутренним сетям. И делиться ею с правоохранительными органами. О том, кто может попасть под закон, рассказывает гендиректор компании «Мегаплан» Сергей Козлов:
Сергей Козлов гендиректор компании «Мегаплан» «Крупные корпорации, допустим, какой-нибудь «Лукойл», имеющие большие подразделения, а он владеет сам такой системой. Этими же системами владеют, допустим, крупные интернет-провайдеры. Вот на нашем примере, допустим, «Мегаплан» пользуется сайтом «Мегаплан.ру». Этот сайт принадлежит хостеру, этот хостер имеет такую сеть такого верхнего уровня. Допустим, «Яндекс» пользуется своей АС».
Поправки считаются продолжением «закона Яровой», который обязал операторов связи и провайдеров хранить пользовательскую информацию, в том числе записи звонков, просмотренные видео, изображения и так далее. Но внутренних данных крупных компаний этот закон не касался. И, как говорят в Госдуме, нужно устранить этот пробел. Для бизнеса же главное опасение — утечка информации, коммерческой служебной переписки. Причем органы обычно все требуют срочно. О возможных последствиях рассказывает директор по информационным технологиям «Группы Т1» Павел Шульга:
Павел Шульга директор по информационным технологиям «Группы Т1» «Есть риски раскрытия персональных данных, коммерческой тайны как самой компании, так и ее партнеров. А по нашему законодательству ответственность за раскрытие этой информации несет компания, допустившая это раскрытие. Запросили у меня мои контракты с «Почтой России», я, передавая, отдал, там, контракты или наши взаимодействия со Сбербанком. Соответственно, «Сбербанк» подаст на меня в суд, так как правоохранительные органы не запрашивали у нас эту информацию по Сбербанку. Потому что времени на подготовку ответа дают очень мало».
Главная цель законопроекта — борьба с коррупцией. В первую очередь в сфере госзакупок. Впрочем, пока, как пишут «Известия», в законе речь не идет о передаче полных данных. То есть следователь, возможно, получит право узнать, что такой-то сотрудник в такое-то время что-то кому-то отправил. Но доступа к содержимому — к самой переписке или отправленным файлам — у силовиков пока не будет. Видимо, доказательством чьей-то вины будет считаться сам факт отправки сообщения. Вот только сильно ли это поможет раскрытию преступления? Мнение советника юридической фирмы Orchards Анастасии Сивицкой:
Анастасия Сивицкая советник юридической фирмы Orchards «Речь идет о хранении информации. О факте приема, передачи, доставки и обработки информации. Не самой информации, а о факте того, что она была передана или доставлена. Наверное, возникнут вопросы относительно того, надо ли хранить саму информацию или хранить только факт приема-передачи информации. Но, честно говоря, я думала, что этого недостаточно. Если уж раскрывать преступление, то надо знать непосредственно содержание информации, а не только факт, что она поступила».
Иными словами, обвиняемый, если его уличили в отправке кому-то сообщения с использованием служебной почты, всегда может сказать, что он просто отправил другу смешную картинку. Есть еще отдельный финансовый вопрос. Хранение данных в течение трех лет потребует от компаний дополнительных затрат. Хотя в данном случае они могут быть и не очень большими — установку одного дополнительного устройства на компьютер эксперты оценивают в пределах пяти тысяч рублей. Да и файлы с информацией о переписке занимают немного места. Бизнес больше волновал другой аспект. И еще в прошлом году, когда только появился законопроект, его раскритиковал РСПП. Вмешательство органов в автоматизированные системы — это риск нарушения технологических процессов, отмечали в деловом союзе.
А ведь речь идет о транспорте, связи, машиностроении и других отраслях. Ну а обычным людям, по словам экспертов, стоит знать следующее. К примеру, сотрудник работает в небольшой компании, служебную сеть которой обеспечивает сторонний провайдер. И, вполне возможно, вскоре силовики, посетив этого провайдера, будут знать, кому и когда сотрудник написал с рабочей почты.