«Ведомости»: Роспотребнадзор подготовил рекомендации о частоте тестирований в компаниях
Источник газеты уточнил, что этот проект не обязательный для работодателей. Он носит рекомендательный характер для тех, кто планирует организовать тестирование для сотрудников. Насколько готовы работодатели следовать этим рекомендациям?
Читать на полной версииОбновлено в 21:30
Роспотребнадзор подготовил проект рекомендаций для работодателей по тестированию сотрудников на коронавирус, включая переболевших и привитых. Как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на документ, частота проверок будет зависеть от штата организации. В компаниях, где работает менее 500 человек, предлагается тестировать весь персонал дважды в неделю. Если в штате от 500 до 1 тысячи человек, то один раз в неделю, а компаниям со штатом от тысячи человек рекомендуется тестировать сотрудников минимум раз в две недели.
Процедура не касается работающих удаленно, но ее необходимо проводить для вернувшихся из отпусков, командировок и с больничных. Business FM спросила работодателей, готовы ли они следовать таким рекомендациям? Комментирует руководитель юридической компании URVISTA Алексей Петропольский:
Алексей Петропольский руководитель юридической компании URVISTA «У меня суммарно где-то 100 человек. Мы не тестируем, но 30% отведено на удаленку, привиты 99% персонала. Есть непонимание. Раз нас всех обязали привить, теперь независимо от того, что мы все привиты, нам нужно еще сдавать ПЦР-тесты, потому что прививка не работает? У всех [компаний] привито более 80% сотрудников, многим проще уйти на удаленку и никого не тестировать. Как мы видим, сейчас Москва абсолютно пустая. Я с понедельника езжу, пробок нет от слова совсем. Видимо, госслужбы и госпредприятия они уже отправили, а те, кого отправить не смогли, скорее всего, это общепит, гостиничный бизнес, сфера услуг, которые сейчас в связи с тем, что в Москве нет людей, несут огромные издержки. Если мы сейчас заставим сдавать ПЦР-тесты, самые дешевые от 2 тысяч рублей на человека, то приведем к очередной волне банкротств и закрытию предприятий, поэтому обязывать бизнес это делать категорически нельзя».
Вот что говорит генеральный директор сети отелей «Зонт» Николай Филатов:
Николай Филатов генеральный директор сети отелей «Зонт» «В компании вакцинировано порядка 90% сотрудников, за этим мы очень тщательно следим. Что касается тестирования, мы никогда не делали его обязательным, не видели в этом смысла. Сейчас с учетом огромной вирулентности «омикрона» считаем, что вообще смысла нет, потому что на нашем опыте мы видим, что появляется один заболевший, и тут же все в отеле заболевают. В каждом отеле работают от 50 до 120 человек, мы относимся к категории до 500 человек. Конечно, это накладно для компании, и, на наш взгляд, эти рекомендации опоздали ровно на месяц, потому что 30% сотрудников или уже переболели, или болеют, и уверен, что в ближайшее время еще 30-40% точно переболеют».
Мнением делится владелица московских салонов «Фея красоты» Алена Авраамова:
Алена Авраамова владелица московских салонов «Фея красоты» «У нас все очень просто, потому что в салоне ежедневно работает пять-семь человек. Все они привиты, с сертификатами, в салоне постоянно идет бактерицидная обработка помещений. Проводить тестирование за счет предприятия, допустим, малого бизнеса, будет губительно. В салонах красоты сейчас совершенно не сезон, и это будет каждая копейка. А так, если они говорят, что самое главное, чтобы человек был привит, мы все привиты 100%».
Все сотрудники должны быть вакцинированы, считает гендиректор компании «Промет» Алексей Петров:
— Внутренняя лаборатория — это как?
— У нас сейчас свыше 2,5 тысячи сотрудников работает, у нас на всех заводах наших есть медицинские кабинеты, в которых работают либо сотрудники с квалификацией врач, либо медсестры. Соответственно, у нас есть оборудование, которое мы купили, для проведения самостоятельного тестирования. Благо, что на сегодняшний день это можно купить практически в любой аптеке. Мы покупаем тесты и самостоятельно тестируем всех своих сотрудников, ПЦР-тест мы делаем. А так в принципе у нас есть и возможность сдать кровь, и проверять на антитела.
А операционный директор сети медицинских офисов LabQuest Сергей Амбросов отмечает, что в их компании тестирование и не прекращалось:
Сергей Амбросов операционный директор сети медицинских офисов LabQuest «Что касается нашей компании, мы не прекращали регулярное тестирование два раза в неделю на добровольной основе, так как мы медицинская организация. Что касается в целом, как изменится спрос на тестирование со стороны юридических лиц, если это останется на уровне рекомендаций, то, скорее всего, рынок значительно не изменится. Потому что те компании, которые могут себе позволить тестировать сотрудников на регулярной основе, то есть чаще всего это высокооплачиваемые сотрудники, выход которых на больничный несет серьезные потери для компании, и они и так проводят уже тестирования и продолжат их в том графике, который установлен их политикой по управлению персоналом. Компания, где задействовано много низкоквалифицированного персонала, они как не проводили добровольное тестирование, так и не будут его проводить, если это не станет их обязательством. Конечно, чем чаще тестирование, тем больше будет выявляемости, и, соответственно, тем ниже будет скорость распространения новой инфекции. Какая-то здесь должна быть золотая середина, так, чтобы это было посильно компаниям и был от этого смысл с точки зрения распространения инфекции. Я считаю, что даже если какое-то количество там исследований станет обязательным для организации, найдется очень большое количество компаний, которые просто сейчас не смогут себе это позволить, потому что находятся в тяжелом финансовом состоянии».
Роспотребнадзор подтвердил подготовку такого документа, но уточнил, что он не является обязательным к исполнению, это методическая помощь бизнесу. «Для тех работодателей, кто хочет самостоятельно организовать тестирование сотрудников, мы описываем наиболее оптимальные алгоритмы этой работы», — говорится в заявлении Роспотребнадзора.
За чей счет планируется тестировать сотрудников, в документе не указывается. Как считают эксперты — рекомендации могут оказаться неисполнимыми для малого и среднего бизнеса.
Особенно если не будут предусмотрены компенсации от государства, подчеркивает председатель совета московского отделения «Опоры России», президент Группы компаний «Диана» Дмитрий Несветов:
Дмитрий Несветов председатель совета московского отделения «Опоры России», президент Группы компаний «Диана» «Из той информации, которая сегодня есть, трудно понять мотивы, и, самое главное, результативность и эффективность этих мер. Логику понять трудно, да и, собственно, необязательно, с точки зрения частоты, потому что Роспотребнадзор как бы специалисты, им виднее, в течение какого периода нужно тестировать персонал. Возможно, заразность этих новых штаммов или всех вместе взятых настолько высока, что каждые там два-три дня нужно тестировать людей. Что касается логики, почему на предприятиях до 100 или до 500 человек нужно тестировать в одном режиме, то есть чаще, а свыше 1000 человек реже, эта логика совершенно непонятна, но, видимо, она тоже есть, имеет какие-то санитарные медицинские основания, потому что Роспотребнадзор руководствуется ими. С точки зрения бытовых оснований, честно говоря, логики здесь не очень видно. Что касается самой ситуации, то да, мы видим, что ситуация непростая, что объем тестирования увеличивается во всем мире, по этому тестированию можно понять общую эпидемиологическую ситуацию. Для бизнеса это, конечно, важно, но по большому счету это забота властей, и санитарных в первую очередь, и они должны как-то обеспечивать и инфраструктуру, и способы, и основания для такого рода процедур, и в том случае, если это не наносит ущерба основному бизнесу, если это не вызывает дополнительные издержки, ну, мы, конечно, будем следовать этим требованиям».
В Москве с началом пандемии компании были обязаны тестировать 10% сотрудников каждые две недели. Летом 2021 года эту норму отменили.