Обновлено 31 октября в 22:10

«Выдавить жуликов» из лесной и рыбной отраслей — такую задачу президент Владимир Путин поставил на встрече с главой Росфинмониторинга Юрием Чиханчиным. Руководитель ведомства согласился, что «это две самые криминальные» на сегодняшний день отрасли и что в этих сферах есть проблемы. Сходного мнения придерживаются и участники рынка -- они признают, что существует ряд проблем по нелегальным заготовкам и финансовым схемам по уходу от налогов.

Business FM спросила у представителей этих отраслей, каких «жуликов» имел в виду президент, и что, по их мнению, нужно, чтобы ситуацию исправить.

По мнению участников лесной отрасли, в первую очередь речь идет о Дальнем Востоке. Где чаще всего ловят на нелегальной заготовке древесины. Оттуда же ее, так же нелегально, в необработанном виде перевозят в Китай.

Проблема известна давно. И в 2014 году даже появилась специальная система ЛесЕГАИС, для контроля происхождения и оборота древесины. Впрочем, позднее было заявлено, что она требует доработки. зазвучали призывы и вовсе приостановить вывоз леса за границу. А также начать строго контролировать арендаторов, получивших леса в 90е. Власти уверены, что в том числе на этих участках ведутся массированные вырубки леса и его дальнейший сбыт. В феврале этого года президент подписал указ о модернизации системы.


Но участники рынка уверены, что исправить ситуацию сможет запрет экспорта хвойного круглого леса, который вступит в силу со следующего года. Комментарий основателя, генерального директора Lesprom Network Алексея Богатырева:

— Понятно, что речь идет о финансовом криминале, потому что речь идет о Росмониторинге. И это связано в первую очередь с теневыми заготовками, которые происходят в лесу, где недостаточный контроль. А как мы знаем, в первую очередь речь идет о Дальнем Востоке, где много нелегальной заготовки и много древесины идет на экспорт в Китай, круглого леса того же. Мы даже знаем, что есть такая странная статистика по Росстату: в России производится меньше пиломатериалов, чем их экспортируется, причем значительно меньше. Соответственно, этот разрыв говорит о том, что есть черный рынок. Мы ожидаем, что этот рынок будет сокращаться со следующего года, когда вступит в силу запрет экспорта хвойного круглого леса. Так или иначе, многим компаниям придется перерабатывать его внутри страны, это значительно повлияет тоже на этот рынок, потому что уже не будет возможности сбывать круглый лес на экспорт.

— То, что касается цен в магазинах и на лесную продукцию, они очень высокие, с этим, получается, тоже может быть связана эта криминальная ситуация или нет?

— Здесь прямой связи нет с нелегальной заготовкой, с нелегальным лесным бизнесом. Это общий тренд на товарных рынках, который был сформирован именно пандемией, остановкой производств и ростом спроса на продукцию.

Впрочем, в отличие от леса, криминал в рыбной отрасли еще как может влиять на цену продукции на прилавках. возвращаясь к призыву искоренить жуликов, давно назрела потребность повысить прозрачность рыбного бизнеса в части уплаты налогов и таможенных пошлин, полагают участники рынка. Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов полагает, что речь идет именно о повышении прозрачности в этой сфере:

Георгий Мартынов президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья «Наверное, все-таки президент имел в виду, есть служба мониторинга за финансами, что некоторые рыболовецкие компании имеют свои офшорные фирмы. С одной стороны, это не запрещено законодательством, а с другой стороны, конечно, есть определенное у государства недоверие в плане уплаты таможенных пошлин, налоговых сборов и так далее. Как бороться с этим? На мой взгляд, в последнее время рыбная отрасль подвергается достаточно жесткому финансовому прессингу со стороны государства. Ведь мы фактически уже перешли на распределение ресурсов через аукционы. Только за крабовые аукционы в позапрошлом году рыбаки выложили штук 50 млрд рублей. Предполагается до конца этого года или в начале следующего года принять изменения в Налоговый кодекс, где в разы увеличатся ставки сбора за водные и биологические ресурсы. Полагаю, что нам надо идти параллельными курсами: государству осуществлять либеральную налоговую политику по отношению к рыбакам, а рыбакам показывать свои финансовые средства и в полной мере декларировать их в РФ. Я думаю, что где-то в этой области лежит посыл президента. Очевидно, президент имел в виду еще и следующее: допустим — последний пример — мировой вылов сайры за последние 15 лет упал примерно в 4,5 раза, а в России он снизился в 96 раз. Тем не менее мы видим на полках, сайра стала разделяться на два вида: одна, которая стоит 180 рублей и больше, и производители продавать ее не могут, и та, которая стоит 100 и ниже рублей. Мы начали изучать этот вопрос, и оказалось, что в тех банках сайры, которая стоит 100 и ниже рублей, сайры вовсе нет. Там есть сардины «Иваси дальневосточные», там есть селедка, и вот этот фальсифицированный оборот, я бы сказал даже, в сговоре, наверное, с торговыми сетями и бросает тень на рыбную промышленность».

Что касается проблемы промышленного браконьерства, как одной из серьезных в прошлом, то ее удалось искоренить, особо отметил в разговоре с Business FM представитель рыбной отрасли.