Квартиру нужно вернуть, и не факт, что отдадут уплаченные деньги. «Коммерсантъ» описал историю, как мужчина купил у банка залоговую квартиру в Петербурге, а потом по суду лишился недвижимости.

Гражданин купил у банка «Советский» квартиру, которая досталась кредитной организации в качестве залога по кредиту. Санкт-Петербург, Петроградская сторона, Каменноостровский проспект. Дом дореволюционной постройки, объект культурного наследия. Площадь квартиры — 273 метра. Жилье досталось мужчине всего за 11 млн рублей. Он утверждает, что такую цену установил сам банк. Но через два месяца после сделки ЦБ ввел в «Советский» временную администрацию. Затем его отдали на санацию Татфондбанку. Потом регулятор отозвал лицензии и у санирующего, и у санируемого банков. Но еще до этого банк обратился в суд, чтобы оспорить сделку по продаже квартиры. Причина — заниженная цена.

По мнению экспертизы, реальная стоимость квартиры составляла 35 млн, то есть примерно в три раза больше суммы, за которую ее продали. Комментирует ситуацию руководитель практики «Сопровождение процедур банкротства и антикризисный консалтинг» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Давид Кононов:

Давид Кононов руководитель практики «Сопровождение процедур банкротства и антикризисный консалтинг» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» «Есть норма, что если должник продал свое имущество с существенным дисконтом, то эта сделка может быть оспорена. Судебная практика говорит о том, что если дисконт больше 20%, то наверняка эта сделка будет оспорена вне зависимости от того, кто выступает продавцом. Чтобы себя обезопасить от подобного рода рисков, нужно в первую очередь выяснять платежеспособность продавца — не собирается ли он банкротиться. Не всегда это можно узнать, поэтому лучшим средством защиты будет проведение оценки рыночной стоимости».

На сайте ЦИАН квартиры в этом элитном районе Петербурга сопоставимой площади сейчас стоят десятки миллионов рублей. А есть за цену и больше 100 млн. Разбирательства в описанном случае еще не окончены, покупатель квартиры обратился в Конституционный суд. Но самое главное, что арбитраж обязал его вернуть банку квартиру, а взамен получить уплаченные за нее деньги. И если бы банк не рухнул, то, наверное, все бы так и произошло. Но «Советский» сам стал банкротом, а значит, покупатель квартиры превратился лишь в одного из его кредиторов. Причем далеко не первой очереди. И деньги от разорившегося банка он, видимо, получит нескоро. Если вообще получит.

Вообще, покупка залоговых квартир — это всегда риск. Да и в принципе может случиться так, что продавец недвижимости окажется банкротом и его бывшее имущество заберут у нового владельца, подчеркивает риелтор Андрей Веселаго:

Андрей Веселаго риелтор «Эти риски могут быть совершенно необязательно у залоговых квартир, они могут быть у любых квартир, потому что у нас сейчас банкротятся и физлица, и фирмы, где собственник может быть либо соучредителем, или каким-то еще аффилированным лицом. И вот в этом случае даже по прошествии иногда трех лет после продажи квартиры, соответственно, эта квартира может быть разрешена на конкурсную массу, ее забирают у приобретателя. Ну и дальше все неприятные последствия».

Случай с квартирой в Петербурге особенный, потому что у покупателя мало шансов получить назад деньги — именно из-за того, что рухнул банк. Поэтому главный совет тем, кто готов рискнуть и купить залоговую квартиру, — приобретать ее у надежного банка, который не упадет. Хотя риски есть всегда: например, может неожиданно появиться наследник, который предъявит права на недвижимость. Но и продаются такие квартиры, как говорят риелторы, со скидкой где-то в 30%. Вот только почему банк продал квартиру в три раза дешевле рынка? Можно предположить, что у «Советского» за два месяца до санации были финансовые причины продать залоговое имущество как можно быстрее. Но остается вопрос — догадывался ли об этих причинах покупатель, временно получивший квартиру за треть от рыночной цены?