Обновлено в 22:15

Молдавия на месяц ввела в стране режим чрезвычайного положения из-за энергетического кризиса. Двухдневные переговоры с «Газпромом» закончились безрезультатно.

По данным РБК, Москва предлагала Кишиневу рыночную цену и скидку в 25%, однако Кишинев настаивал на снижении стоимости вдвое. В итоге не удалось согласовать новые условия контракта.

В последний день сентября у Молдавии закончился долгосрочный контракт, по которому была довольно мягкая формула ценообразования — страна покупала газ по 250-300 долларов за тысячу кубометров. Сейчас Кишинев закупает газ у России по 790 долларов.

В стране возник энергокризис, останавливаются предприятия, отключается отопление в школах и садах, говорит молдавский политолог, депутат парламента от оппозиционной партии социалистов Богдан Цырдя:

Богдан Цырдя молдавский политолог, депутат парламента от оппозиционной партии социалистов «Три месяца подряд Майя Санду и правящая партия PAS имитировали, а фактически игнорировали переговоры с Российской Федерацией, провоцируя Россию на жесткие реакции. После встречи Дмитрия Козака с президентом Майей Санду была достигнута договоренность, что есть возможность решить Приднестровский конфликт, есть возможность договориться по газу и так далее. После этого Майя Санду была на Крымской платформе, ранее подписала Батумскую декларацию о том, что Россия — агрессор, потом выступила с трибуны ООН, где попросила вывести российских миротворцев, потом задержали российского миротворца в кишиневском аэропорту и так далее. А потом попросили скидку на газ до 200 долларов, и это несмотря на то, что Майя Санду, президент страны, отказалась ехать в Москву, она еще ни разу не была в Москве, подчеркиваю это, и заявила, что правительство не должно участвовать в переговорах, что это дело частной компании «Молдовагаз». И все это происходило на фоне истерии СМИ, которые близки к Майе Санду. А истерия состояла в том, что «Газпром» нас шантажирует. И вот сегодня у нас нет газового контракта. Правительство вчера решило ввести в стране чрезвычайное положение. Это ЧП позволяет правительству вкачать столько денег, сколько им понадобится, это миллиарды лей, в некую компанию, которая называется «Энергоком» и которая будет в обход «Молдовагаз» закупать газовые ресурсы, мощности у соседней Украины. При этом, какова цена этого газа — мы не знаем, каков объем — мы не знаем. То, что нам известно, это то, что Россия предлагала 25-процентную скидку на газ, то есть 600 долларов за тысячу кубометров. А наши товарищи, патриоты заявили, что не будут торговать суверенитетом и будут закупать у Украины похоже тот же самый российский газ, только в два раза дороже, по 1200 долларов. Рост цены на газ до тысячи долларов приведет к тому, что кубометр подорожает в пять раз для финального потребителя, то есть для граждан это будет 20 лей в среднем. Уже сегодня не работают многие цементные заводы, сахарные заводы простаивают. Начались митинги на юге, что нет газа и простаивают предприятия. Многие детские сады, школы и так далее не получают отопление. Детей во многих школах переводят на онлайн-обучение. Парламент в течение месяца, прошу обратить внимание, не будет собираться, так как введено ЧП».

Накануне Минобороны Молдавии заявило, что «в связи с энергокризисом временно прекращена подача газа к Вечному огню на мемориале Славы советских солдат в Кишиневе и что пламя перенесено на хранение в Музей боевой славы».

Глава Россотрудничества Евгений Примаков даже предложил оплачивать счета за газ для Вечного огня, если, как он сказал, «современное молдавское государство не в состоянии выполнять свой долг перед павшими победителями фашизма».

Позже молдавский премьер заявила, что Вечный огонь в Кишиневе был потушен из-за технической неисправности, а не для экономии газа: «Из-за низкого давления в газопроводе ветер задувал пламя, пришлось погасить, но сейчас Вечный огонь горит».

После переговоров в Москве Кишинев уверяет, что Россия пообещала Молдавии дополнительные объемы газа за октябрь. Комментирует замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов:

Александр Фролов замгендиректора и аналитик Института национальной энергетики «Понятно, за что получает скидку Белоруссия, у нас есть межправительственное соглашение, одним из следствий которого являются такие низкие цены на газ, и у нас есть союзное государство в рамках которого худо-бедно, но выстраивается некое единое экономическое пространство. Понятно, почему Германия получает газ по наиболее приемлемым ценам из, наверное, всех покупателей в Европейском союзе — потому что Германия допускает «Газпром» до конечных потребителей на своем рынке, Германия создает совместные проекты и активно делится технологиями. Прямо скажем, немецкие компании активно закрывают глаза на то, что некоторое их оборудование вдруг оказывается в тех местах, в которых вроде как оно не должно оказываться. А Молдавия чем выделилась? Если посмотреть на позицию Молдавии по ряду ключевых для нас вопросов, самым разумным для них было бы заключение контракта исходя из нефтяной привязки. Но для них это является принципиальным моментом, то есть Европа им дороже населения. Исходя из неких средних текущих индикативов цена на российский газ, с учетом спотовой привязки (опять же на которой настаивала не Российская Федерация, а Европейский союз и страны, которые стремятся туда), должна быть в первом квартале 2022 года в районе 700-800 долларов за тысячу кубических метров. В этом плане 600 долларов — я даже не знаю, чего они кочевряжатся, надо хватать».

Что мешает «Газпрому» и Молдавии договориться? Комментирует директор Кишиневского института эффективной политики Виталий Андриевский:

— Майя Санду как президент не хочет выезжать в Москву и уговаривать снизить цены на газ. И позиция Майи Санду раздражает — ну поехала бы, чуть-чуть унизилась, была бы нормальная цена на газ. Но проблема в том, что Молдова никак не может понять пределы этого унижения, потому что было уже с вином, было с помидорами, было и с газом при Воронине, когда нас наказывали. То есть Россия не хочет заключать долгосрочные контракты на 10-15 лет, которые бы привязали к чему-то цену и не менялись. И в этом большая сложность. Второй момент, возможно, это кризис, с которым мы столкнулись сейчас, подтолкнет более решительно искать альтернативные поставки газа. Да, цена будет всегда дороже, зато будет какая-то уверенность, что нет политики, а есть только экономика, а к любой цене можно со временем привыкнуть, особенно если научиться экономить газ. Значит, надо будет не держать открытыми форточки, дома утеплять, можно продержаться. Потому что аналитики считают, что цена на газ рано или поздно упадет. Есть третья составляющая этой проблемы, где у Молдовы есть козырь, — если вдруг мы не договариваемся с Россией или Молдова не получает газ из России, то в катастрофической ситуации оказывается Приднестровье.

— А прямо сейчас уже как-то ощущается нехватка газа?

— Пока платежки не выросли, но они, безусловно, вырастут. Были случаи, отключали какие-то предприятия, у которых были лимиты по газу, они их перерасходовали.

В «Газпроме» заявили, что если Молдавия полностью не оплатит долг за поставки газа и не будет подписан новый контракт с 1 декабря, то компания остановит поставки. Долг Кишинева составляет 433 млн долларов, а с учетом просрочки платежей — 709 млн долларов. В компании также подчеркнули, что в ситуации с поставками газа в Молдавию нет политики, но «Газпром» не может работать в убыток.

Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

— Да, цены высокие. Но вы можете пройти на рынок и сказать, что на рынке сейчас очень дорогие яблоки. Или прийти на международный рынок и сказать, что очень дорогая пшеница, я покупать не буду, или природный газ. И что? Если вы считаете, что вам цена не по карману, вы должны предложить какой-то ход, который может быть интересным для вашего контрагента. Какой это может быть ход? Все, что связано с приднестровским конфликтом, с отношениями между Кишиневом и Тирасполем, со статусом российских миротворцев, евроинтеграцией Молдавии. Пожалуйста, не хотите идти в этом вопросе на уступку — платите полные деньги либо сокращайте глобально промышленное производство и тем самым экономьте газ.

— «Газпром» действительно может остановить поставки в Молдавию?

— В истории «Газпрома» были случаи, когда он останавливал поставки. Мы помним историю с прекращением поставок газа на Украину, эпизод с Белоруссией — дело почти доходило до прекращения поставок газа. Теоретически это возможно. Но я предполагаю, что будет сценарий с достижением компромисса — заключение нового контракта, в котором будет, скорее всего, нефтяная индексация, возможно, там будет уменьшенная индексация к бирже (предыдущий контракт имел индексацию и к бирже, и к нефтепродуктам). И возможно, это будет поставлено в контекст политических отношений между Москвой, Кишиневом, Тирасполем. Возможно, молдавское руководство что-то пообещает на приднестровском направлении. Это один из вариантов развития событий. Мне кажется, он более вероятным, чем полномасштабная газовая война с прерыванием поставок. Хотя исключать, конечно, нельзя, потому что такие вещи уже были.

Сейчас стоимость спотовой цены нефти в Европе составляет порядка 1080 долларов за тысячу кубометров, а на первый квартал — 1055 долларов.