Совладельцем лесного холдинга RFP Group может стать инвестор из Японии
Iida Group Holdings намерен консолидировать 75% компании, совладельцем которой является Роман Абрамович. Сумма сделки может составить около 150 млн долларов
Читать на полной версииКонтрольный пакет крупнейшего лесопромышленного холдинга Абрамовича может купить японская компания, лидер деревянного домостроения в Японии. Это компания Iida Group Holdings, она занимает более 50% японского рынка деревянных домов. По данным РБК, Iida подала ходатайство в Федеральную антимонопольную службу России о покупке доли в RFP Group.
Это крупнейший лесопромышленный холдинг на Дальнем Востоке и один из лидеров по экспорту леса из России в страны Азии. Его ключевые активы — «Дальлеспром», «Флора» и «Амурское пароходство». В аренде у компании участки с разрешенной вырубкой почти в 4 млн кубических метров в год. Основные владельцы — Роман Абрамович и председатель совета директоров «Евраза» Александр Абрамов.
Интерес к российской RFP японцы объяснили «необходимостью обеспечить стабильные поставки качественных лесоматериалов для производства деревянных домов». Комментирует член совета директоров IG Group, которая занимается леспромом, Зоригто Саханов:
Зоригто Саханов член совета директоров IG Group «Это один из крупнейших игроков в мире в области деревянного малоэтажного строительства. Консолидация компании порядка 10 млрд долларов, и, насколько я знаю, компания уже более десяти лет оценивает российский рынок, открыла свою дочернюю компанию в Казани и реализует ряд пилотных проектов малоэтажного строительства, где используются в том числе передовые нанотехнологии. Я думаю, что для Дальнего Востока это очень интересный сигнал, в том числе для инвесторов, потому что мы знаем, что с 1 января 2022 года будут введены запреты на экспорт круглого леса. Инвестиции Iida Group Holdings могут стать одним из первых таких явных сигналов, связанных очень цивилизованными правилами лесного рынка, на Дальнем Востоке прежде всего».
Японский инвестор претендует больше чем на контрольный пакет — 75% RFP Group — в обмен на прямые инвестиции в 150 млн долларов. Это позволит дальневосточной компании увеличить мощности по переработке леса, выпуску элементов деревянного домостроения и рефинансирование кредитов: долг RFP Group по итогам прошлого года составляет около 300 млн долларов.
О поддержке этой сделки еще в сентябре на ВЭФ Владимира Путина попросил один из акционеров дальневосточной компании Александр Абрамов. Такую необходимость он объяснил желанием RFP получить доступ к зарубежным рынкам. Тогда президент поручил рассмотреть этот вопрос на заседании правкомиссии до 1 ноября.
Выгодна ли эта сделка RFP, объясняет директор дальневосточного окружного филиала «Российской газеты» Сергей Сайко:
— Компания RFP Group — это крупнейший, наверное, лесопромышленный комплекс на Дальнем Востоке. Они владеют в том числе и Амурским речным пароходством. В основном все производство сосредоточено в Хабаровском крае. Они добывают и перерабатывают. Основной экспорт в первую очередь идет в Китай, но я так понимаю, что они экспортируют во все страны Азиатско-Тихоокеанского региона, сейчас большие планы по Японии. Последней новостью было то, что они запустили третий завод по переработке древесины, по производству топливных гранул, завершили глубокую переработку древесины, вышли на безотходное производство. То есть у них производственный цикл завершен, все отходы от переработки уходят сейчас в производство топливных гранул.
— То есть они продолжают еще и расширяться сейчас?
— Да, насколько я помню, последняя новость о том, что они запустили завод, по-моему, была в начале сентября 2021 года. Тогда уже было заявлено о планах, что они будут выходить на японский рынок, и в рамках Восточного экономического форума было объявлено, что они нашли японского инвестора и пойдут на рынок именно в Японию.
Спрос на доски, по оценкам всех аналитиков мира, — это долгосрочный тренд, который будет только расти. Причина — переключение на более экологичные материалы в строительстве. Комментирует генеральный директор и основатель компании Lesprom Network Алексей Богатырев:
— Есть гигантский мировой спрос на доски. Поэтому это хорошая возможность для японской компании получить хорошую производственную базу в России.
— В чем интерес для российской компании?
— Это способ развития, они сразу получат гарантированный хороший сбыт в Японии и возможность наращивать производство. Другое дело, что японский рынок сам по себе очень сложный. Российские компании, которые хотели, и пытались, и стараются, проникают на японский рынок, практически меняют настройку всего оборудования для того, чтобы пилить именно под Японию. Поэтому выйти и занять большую долю достаточно проблематично. Если брать эту сделку, это трамплин для того, чтобы в первую очередь быстро нарастить присутствие на японском рынке и получить гарантированный сбыт. Это хорошая история с точки зрения того, что частная собственность на лес дает возможность компании гарантии того, что этот лес находится у них в собственности и по истечении аренды у них никто не отберет лес. Это значит, что можно инвестировать деньги в строительство дорог и продвигаться вглубь леса, настолько глубоко, насколько это может быть эффективно, с тем чтобы расширять заготовку, расширять уход за лесом и так далее. Конечно, при аренде, какой бы долгосрочной она ни была, это не так перспективно.
Россия занимает второе место после Канады по объемам экспорта пиломатериалов в Японию. Продажи российского леса за рубеж в первой половине 2021 года выросли более чем на 20%. Так рынок отреагировал на запрет Путина вывозить необработанную древесину из страны со следующего года. На экспорт приходилось около 50% выручки дальневосточной компании.