Superjob: зарплаты курьеров перевалили за 200 тысяч рублей
Услуги курьеров резко подорожали из-за острого дефицита рабочих рук. Рост зарплат в этой сфере стал влиять на весь рынок неквалифицированного труда. Business FM спросила официантов и таксистов: пошли бы они в курьеры?
Читать на полной версииС начала года пешие, велокурьеры и доставщики на автомобилях стали зарабатывать в 1,5-2,5 раза больше. По данным Superjob, зарплатой в 100 тысяч рублей в месяц в этой сфере уже никого не удивить. Автокурьеры при полном графике и вовсе могут похвастаться заработком в 200 тысяч и больше.
При этом число вакансий курьеров с начала года выросло в семь раз, сообщили аналитики HeadHunter. Надо помнить, что это зарплата — ненормированная, привязана к крупным мегаполисам, и такие деньги курьер будет получать при максимальной нагрузке. Например, Асан больше не работает курьером, но зарплата у него была не сильно меньше:
— Я без машины работал. Довольно хорошие деньги, да.
— До 100 тысяч вы получали?
— 80 тысяч рублей у меня было по определенным ставкам, все было хорошо.
— Вам вообще интересна еще эта деятельность?
— Больше нет. Просто недавно уехал обратно и как-то с концами уже.
Дефицит рабочих рук — следствие коронакризиса: мигранты уехали на родину, а потом из-за закрытых границ не вернулись, а некоторые — и не захотели. Если в случае со стройками правительство проблему решает — анонсирует планы по централизованному завозу мигрантов с актуальными ПЦР-тестами, то в курьеры люди никогда особо не стремились. Это не самая привлекательная строчка в резюме. К тому же еще жив стереотип, что курьер — это бегунок, которому не нужны особые навыки. Это, как выразился собеседник Business FM, менеджер кофейни Олег, «конская работа». Раньше молодой человек был официантом, но в курьеры не пошел, хотя зарплата ему, конечно, приглянулась.
«Зарплата, конечно, максимально привлекательная. Потому что еще, наверное, пять-шесть лет назад, когда я плюс-минус такую же работу искал, она была в два-три раза ниже. Но тут смущает не столько запись в трудовой книжке, сколько, наверное, сам факт работы — что тебе надо быть мобильным, двигаться, передвигаться. У многих, насколько я знаю, графики с утра до вечера. Лично для меня оно того не стоит. В доставке много факторов, которые могут понизить твою заработную плату. И сама работа реально конская, грубо говоря».
В росте зарплат отразился сезонный фактор — 25 ноября стартует «черная пятница», а потом и новогодние праздники — число заказов вырастет. По данным Data Insight, онлайн-продажи только за первые полгода выросли на 174% — до 150 млрд рублей. А будет еще больше. И на этом фоне курьеров сильно не хватает, о чем и заявили, например, «Сбермаркет» и Delivery Club. Поэтому и появляются такие щедрые предложения, и они могут кого-то привлечь. Но факт зарплаты в 200 тысяч рублей курьером пока с трудом укладывается в голове. Таксист Андрей, например, готов рассмотреть такого рода подработку:
— Работа в такси для меня ближе. Курьерами у меня многие ребята знакомые работают. Есть разные виды курьерской доставки. Есть адресная доставка, а есть доставка, когда ты загрузил машину, доставил из точки «А» в точку «Б» полностью груз — и все.
— Вам такое было бы не интересно, за 200 тысяч рублей?
— Деньги не пахнут. По крайней мере, для меня так.
— То есть по сравнению с такси — это значительные деньги?
— Примерно то же самое — что такси, что курьеры. Просто у курьера меньше проблем. Не нужны ни путевые листы, ни медики, ни механики, ни лицензия, ни окраска, ни МАДИ, ни ЦОДД — ничего. Меньше спроса. И ответственности меньше.
Высокая курьерская зарплата — это еще и локомотив, который тянет за собой весь рынок низкоквалифицированного труда. Зарплаты растут у всех — у кассиров, водителей, официантов, уборщиков. Пусть и не так резко, как у курьеров.