Биткоин стремительно дорожает. Его курс достиг 60 тысяч долларов за монету. А Россия заняла третье место в мире по объему добычи криптовалюты.

Криптовалюты обрушили в сентябре власти Китая, запретившие майнинг в стране. Это была плохая новость для рынка. Но была и хорошая: в том же месяце Сальвадор стал первой страной, легализовавшей биткоин в качестве официального платежного средства. Китайские новости рынок отыграл еще в прошлом месяце. В октябре американский регулятор одобрил работу биржевого инвестфонда Volt Bitcoin Revolution. Он предлагает розничным инвесторам продукт из акций компаний, которые держат крупные суммы в криптовалюте. Это вновь подтолкнуло курс биткоина вверх.

Майнинг переместился из Китая в соседние страны. По данным специалистов бизнес-школы Кембриджского университета, мировым лидером по добыче крипты остаются США, а второе и третье места теперь занимают Казахстан и Россия соответственно. Говорит генеральный директор «Крипто-А» Алена Нариньяни:

Алена Нариньяни генеральный директор «Крипто-А» «Майнерам, кто работал в Поднебесной, пришлось оттуда ретироваться, ретировались они как раз в Казахстан и в Россию. Соответственно, это второй и третий пункты в списке. Мне кажется, что основная причина в этом, потому что за последнее время цены на электричество в России особо не менялись, не упали так, чтобы мы вдруг всех лихорадочно привлекли. Майнинговые фермы в России были и в 2020 году, и в начале 2021 года, но такой резкий скачок произошел именно после того, как Китай запретил майнинг. В России майнинг тоже не приветствуется, но строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения».

Майнинг породил две проблемы, с которыми столкнулись власти России и других стран. Во-первых, это подпольные фермы, которые самовольно подключаются к электросетям. С ними в России борются, но не то чтобы очень активно. Так, летом 2020 года возбудили дело в отношении черного майнера из Дагестана, который украл электричество на 34 млн рублей. Компания «Россети Северный Кавказ» за три года с 2017-го выявила более 35 случаев хищения электроэнергии, ущерб превысил 230 млн рублей. С тех пор размер ущерба вырос, и, очевидно, будет расти и дальше.

Вторая проблема — домашние майнеры, которые платят за электричество по льготным тарифам для населения. А субсидия на электроэнергию для жилого сектора заложена в тариф промышленных потребителей. То есть в конечном итоге за домашних майнеров доплачивает бизнес. Помимо прочего, майнинг создает дополнительную нагрузку на электросети. Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев уже предупредил вице-премьера Новака, что в регионе могут начаться перебои с энергоснабжением. Комментирует замдиректора ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко:

Валерий Дзюбенко замдиректора ассоциации «Сообщество потребителей энергии» «Вот прежде чем бежать и модернизировать для такого рода бизнеса сети, наверное, стоит задуматься, нужен ли этот майнинг в жилом секторе, который помимо дополнительных расходов для обеспечения льготных тарифов несет еще необходимость строить дополнительные сетевые электромощности. Необходимо все-таки этот майнинг вывести из «серой» зоны в «белую», пусть коллеги работают в дата-центрах, на соответствующих промышленных площадках и полным рублем, так же как и любой другой бизнес, предприятие, организация, учреждение, даже бюджетное, оплачивают электроэнергию на справедливых условиях».

Вхождение России в тройку стран — лидеров по майнингу прокомментировал замминистра финансов Алексей Моисеев. По его словам, Минфин это не беспокоит, это должно больше беспокоить Минэнерго.

И министр энергетики уже обеспокоился. По словам Николая Шульгинова, ведомство уже работает над тем, чтобы майнеры не могли платить за электричество по тем же низким тарифам, что и население.