Собственников жилья могут лишить права выбирать управляющую компанию
Такое положение прописано в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года, где это право передается региональным операторам. Какой смысл в этом изменении?
Читать на полной версииСобственников жилья хотят отстранить от права выбирать управляющую компанию. Эти полномочия планируют передать региональным операторам, которые сами будут отбирать компанию для управления многоквартирным домом.
Такое положение прописано в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года, которую разработал Минстрой, сообщают «Известия». Изучившие документ эксперты говорят, что к нему есть масса вопросов. А судя по небольшому опросу, проведенному Business FM, люди, на собственном опыте сравнившие работу частных структур и «Жилищника», не хотят, чтобы у них отбирали право выбора управляющей компании.
Оценивая стратегию Минстроя, эксперты, в частности из Торгово-промышленной палаты, приходят к выводу, что основная ее мысль — сделать как с капремонтом, то есть создать «общий котел», из которого будет покрываться ущерб от коммунальных аварий, произошедших из-за нарушений, допущенных УК. Но какие это нарушения, идет ли там речь об управлении или эксплуатации и так далее, ответов нет, говорят в ТПП и добавляют: Минстрой утверждает, что после передачи домов регоператору на рынок выйдут профессиональные управляющие компании. А какие тогда работают сейчас? Если лицензии действующим выдает государство? Профессионалы не понимают, зачем нужна такая реформа, говорят в ТПП. Хотя, судя по комментарию председателя комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-промышленной палаты Андрея Широкова, все они понимают правильно:
Андрей Широков председатель комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-промышленной палаты «Это передел. Нам прописывают здесь еще такое понятие: «гарантирующее возмещение ущерба при нарушениях, которые повлекли аварийность МКД». Значит, что у нас сегодня региональный оператор будет создавать какой-то финансовый фонд? За счет кого он его будет создавать? Не за счет же бюджета, не за счет же государственных каких-то дотаций и преференций. Он будет создаваться, конечно, в первую очередь за счет денег собственников в многоквартирном доме. Содержание общедолевого имущества — может увеличиться сумма, и из этой суммы часть суммы будет переводиться как некая страховая подложка к региональному оператору, который будет аккумулировать деньги и по каким-то критериям будет помогать тем или иным домам».
И это помимо замечаний ряда экспертов о том, что предложение само по себе противоречит Жилищному кодексу, в котором четко сказано, что высшим органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников, указывают «Известия».
Сторонники стратегии Минстроя приводят в пример Москву. В столице ГБУ «Жилищник» управляет 70% домов. И все довольны. А все ли? У москвички Татьяны две квартиры — одна в доме с частной управляющей компанией, другая в доме, за которым следит «Жилищник». Ну как следит, продолжает Татьяна:
«В «Жилищнике», когда мы только купили, это была новостройка, новый дом, все очень классно рассказывалось, были бумаги, где описывалось то, что они будут делать: выносить мусор чуть ли не по часам, вот вам чат с менеджером в WhatsApp по любому вопросу. Вопрос возник почти сразу же, когда возле моей квартиры перестала гореть коридорная лампочка: естественно, чат этот я оборвала, спрашивала полтора года — она так и не горит. И так, в общем-то, с каждым вопросом. Если, например, у меня были проблемы в квартире, где коммерческая компания, типа поменять розетку, — я звоню в диспетчерскую, и за два часа приходит дядя Витя, который просто за 100 рублей каких-то, которые я ему дам чисто на чай, грубо говоря, — он все сделает. Если у нас в подъезде какая-то лампочка перегорит, мне кажется, даже звонить не надо — они раз, и сами там починят».
А еще уборка каждый вторник и главное — цены ниже. Частной структуре Татьяна платит меньше, чем «Жилищнику».
В Минстрое в свою очередь заявляют, что проект стратегии опубликован для широкого обсуждения и говорить о разработанных инициативах пока преждевременно. Но обычно после того, как такие спорные решения принимаются, их авторы говорят: «А где вы были во время широкого обсуждения? Теперь уже поздно».