Власти могут ввести новые меры, чтобы сдержать цены на продукты. Это анонсировал премьер Михаил Мишустин. Предыдущие меры правительство начало вводить в конце прошлого года, но инфляция все равно значительно выше ожиданий. В сентябре она достигла почти 7,5% год к году. Что власти могли бы сделать, чтобы остановить рост цен?

В правительстве пока не сообщили, что теперь сделают, чтобы сдержать цены на продукты. Но, как сказал Михаил Мишустин, принятые уже меры эффективны. Но нужно еще. И поручил скоординировать работу первому вице-премьеру Андрею Белоусову. И рассказал, что кабинеты уже подготовили новые меры. И не только Минсельхоз. Премьер получил много предложений от других ведомств. То есть желающих придумать что-нибудь еще в виде новых экспортных пошлин или соглашений между производителями и сетями много. А Business FM спросила главу челябинского крестьянско-фермерского хозяйства «Березка» Дениса Шумских, что бы предложил он:

Денис Шумских глава челябинского крестьянско-фермерского хозяйства «Березка» «Да, государственная фантазия богатая. Если они вводят меры по сдерживанию цен на продукты, тогда надо вводить меры по сдерживанию цен, скажем, на удобрения. А пока то, что мы слышим, — там конкурентная борьба, и это нормально, а здесь почему-то нужно сдерживать. Тогда получается, весь банкет за наш счет. Давайте смотреть, допустим, на Украину. Мы ввели пошлины на вывоз подсолнечника. У нас цена на подсолнечник сейчас 33 рубля, у них — 58. У них фермер зарабатывает, у нас фермер — ну, зарабатывает, но не столько. Удобрения сейчас идут туда, там спрос колоссальный на удобрения, у нас удобрения нет. Потому что оно все за границу уходит».

В прошлом году цены росли, в том числе из-за плохого урожая. Сейчас в Минсельхозе осторожно заявили, что урожая российскому рынку хватит. Но признали, что растут цены на овощи и мясную продукцию, что нетипично для осени. В 2021-м тоже отвратительная для аграриев погода. Но наше сельское хозяйство годами развивалось и, наверное, уже смогло бы с этим справиться. Если бы резко не подорожало зерно, то есть корма для животных, удобрения, топливо, стройматериалы. И, возможно, первое, что нужно было в прошлом году делать государству, — это не вводить административные меры, которые ударили по доходам бизнеса, а помочь ему вырастить хороший урожай. Говорит главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин:

Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Надо было бороться начиная как раз с конца прошлого года, для того чтобы было что посеять, для того чтобы был нужный семенной фонд. Предоставлять ресурс, обеспечивать логистику, помогать договариваться по поставкам. В этот раз стоило бы, может быть, побороться за хороший урожай. Не против роста цен, а за хороший урожай. Дальше можно уже пытаться вводить в том числе ограничительные меры, например на экспорт, как наши власти любят и делали неоднократно».

Ну и главное. Наша инфляция — импортная. Что в очередной раз признал Владимир Путин, сказав, что иностранные банки печатают деньги как фантики. Мы так не можем, но у нас есть другой инструмент. Рубль крайне слаб при дорогой нефти. Баррель Brent сейчас стоит около 6 тысяч в рублях, притом что раньше стране вполне хватало 3600 за бочку. Но власти продолжают копить деньги в наших резервах. И для этого покупают валюту, что не дает окрепнуть рублю. Наши международные резервы, как сообщили в ЦБ, превысили 615 млрд долларов. В рублях — примерно 43 трлн, это близко к двум годовым бюджетам России. По объему резервов, по данным Счетной палаты, мы на пятом месте в мире. Может быть, пришло время сделать паузу в покупке валюты и дать рублю вырасти? Тогда издержки аграриев сократятся, подешевеет импорт, от которого в производстве продовольствия мы по-прежнему сильно зависим. И цены сами собой, вероятно, стабилизируются.