Путин на Энергетической неделе: заявления о газовых контрактах и спор с модератором
Президент заявил, что Россия достигнет углеродной нейтральности к 2060 году, предложил Германии поблагодарить экс-канцлера Шредера за долгосрочные газовые контракты для немецких потребителей и подчеркнул для «непонятливого модератора», что «Газпром» выполняет все свои обязательства
Читать на полной версииВладимир Путин выступил на пленарном заседании Российской энергетической недели.
«Вы хотите, чтобы мы увеличили поставки энергоресурсов?» — задался вопросом президент. И если да, то России их нужно сначала добыть, потому что электричество берется не из розетки, для него требуется источник. А иначе мы не сможем обеспечить и свои растущие энергетические потребности, и мировые. Но Россия и так в этом году увеличила поставки газа и угля и на Восток, и на Запад. «Газпром» выполняет все свои обязательства. А то, что в Европе взлетели цены на газ, — следствие дефицита электроэнергии.
Например, в Германии атомная энергетика раньше занимала 30%, а сейчас 11%, и шесть оставшихся АЭС планируется закрыть в 2022 году. И чем-то надо замещать. А ветряками, на которые сделала ставку Европа, делать это сложно, отсюда и цены.
Заодно Путин вспомнил, как в Голландии раньше люди перемещались по замерзшим рекам и каналам на коньках. И, возможно, жителям снова придется вернуться к этому основному способу передвижения. И чтобы доехать куда-то, и чтобы согреться. Но самым ярким эпизодом стал спор президента с модератором заседания — телеведущей канала CNBC в Лондоне Хедли Гэмбл. Брюнетка в изящном черном платье вернулась к теме поставок газа в ЕС:
— Как вы можете заставить Европу поверить в то, что вы надежный газовый партнер, когда вы не поставляете эту энергию по газопроводам?
— Красивая женщина, симпатичная, я ей говорю одно, она мне тут же совершенно другое, как будто не слышала, что я сказал. Я сейчас повторю вам еще раз. Вас вводят в заблуждение. И вас, уважаемая коллега, и всех, кто питается информацией из подобных источников. Мы увеличиваем поставки в Европу. «Газпром» на 10%, в целом Россия увеличила поставки в Европу на 15%.
Параллельно Bloomberg сообщило, что Москва вынашивает планы по переделу правил европейского газового рынка. Это связано и с сертификацией достроенного «Северного потока — 2», которая может затянуться до начала следующего года. И с тем, чтобы потребители уходили от спотового рынка, где взлетели цены, и заключали с нами долгосрочные контракты. Правда, неназванный правительственный источник издания сообщил, что Россия не питает иллюзий, что ЕС пойдет на политические уступки.
Но зимой зависимость от российских поставок может усилиться с учетом, что производители СПГ отправляют его на более премиальный азиатский рынок. О долгосрочных контрактах говорил и Путин. И сказал, что Германии нужно поклониться бывшему канцлеру Герхарду Шредеру за то, что она сейчас получает российский газ по низким ценам в 300 долларов за тысячу кубометров. Продолжает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности «Он, может быть, имеет в виду, что основные контракты, которые были подписаны с немецкими компаниями, они, может быть, пришлись как раз на период Шредера. Действительно, те, у кого есть долгосрочные контракты, и если эти долгосрочные контракты еще с нефтяной привязкой, так они вообще там радуются тому, что не перешли на спотовое ценообразование. По спотовому ценообразованию там получается, условно говоря, 800-900 долларов за тысячу кубов, а по долгосрочному контракту «Газпрома» там сейчас 300-400 долларов».
Правда, цены на газ в будущем могут вырасти, если Европа введет углеродный налог. Сборы тогда будут закладываться в стоимость топлива. ЕС же планирует вкладывать деньги, чтобы сокращать количество парниковых выбросов. И к 2050 году добиться углеродной нейтральности. А мы, как сказал президент, намерены сделать это к 60-му году. Правда, всем еще нужно договориться: как считать выбросы, как засчитывать их поглощением лесов. И даже в самой Европе пока не могут определиться по этим вопросам. И по тому, считать ли атомную энергетику грязной или чистой. У стран, где есть атомная генерация, и у тех, где ее нет, — разные мнения.