Мишустин назвал позором долгострой медицинского центра в Орле
Строительство центра, начатое еще в 2007 году, пережило смену подрядчиков, возбуждение уголовных дел и сейчас готово лишь на 80%. Подобные долгострои можно найти во множестве российских регионов
Читать на полной версии«Позор и беда». Премьер Михаил Мишустин поручил достроить орловский медицинский центр, пообещав «в ближайшее время обрадовать жителей Орла новой клинической областной больницей». Ее строят уже 14 лет. За это время несколько раз менялись подрядчики, возбуждались уголовные дела.
Строительство многопрофильной больницы в Орловской области начали еще в 2007-м. Местные журналисты вспоминают, что на тот момент глава региона Егор Строев говорил: «Такой клиники нет и еще долго не будет в центре России». И, действительно, ее нет до сих пор. Правда, здание больше чем на 80% готово. Долгострой называют «орловским «Титаником», видимо, по ассоциации с грандиозным размахом и бесславным финалом.
Впрочем, клинику, видимо, все-таки достроят. Премьер Михаил Мишустин, который приехал с визитом в регион, назвал ситуацию «позором и бедой». И поручил как можно скорее достроить медцентр. Персональную ответственность будет нести нынешний губернатор области Андрей Клычков. Глава правительства пообещал ему помочь. Но сейчас, с учетом пандемии, больницу придется перепрофилировать. И нужна новая проектно-сметная документация. А без нее федеральный центр денег не даст. За годы у строительства сменилось несколько подрядчиков. О том, как все начиналось, рассказывает собственный корреспондент «Российской газеты» в Орле Анна Скрипка:
Анна Скрипка собственный корреспондент «Российской газеты» в Орле «Изначально планировалось строительство начать в том числе и за счет инвестора. Подрядная организация обещала вложить миллиард рублей по тем ценам в этот медицинский центр. Еще миллиард хотели добавить из бюджета, но что-то пошло не так, и строительство несколько раз замораживали, потом торжественно возобновляли. А с 2015 года началось следствие, было заведено несколько уголовных дел как против подрядчика, так и против заказчика. И должностные лица самой областной больницы стали фигурами, которыми заинтересовалось следствие».
Проблема актуальна не только для Орла. Счетная палата регулярно сообщает о затянувшихся или вовсе замороженных стройках. В 2019 году их было больше 70 тысяч по всей стране. В 2020 году — уже почти 75 тысяч. А в апреле этого года глава Счетной палаты Алексей Кудрин говорил, что всего в такие объекты вложено почти 4 триллиона рублей. Правда, не уточнил, какая часть этих средств бюджетная, но она явно немалая.
А причин того, что стройки затягиваются, несколько. Например, составлена смета и потребовалось внести в нее изменения. Для этого всю документацию приходится заново утверждать. А время идет, стройматериалы дорожают. Или неожиданно выясняется, что на электронных торгах выиграл недобросовестный подрядчик, рассказал Business FM бывший губернатор Калужской области Анатолий Артамонов:
— Иногда подрядчик попадается недобросовестный. Сейчас же как? Торгуешь-торгуешь, а потом выходят какие-то проходимцы.
— А как-то предугадать это можно?
— Компьютер все делает. Мы узнаем так же, как и все остальные граждане. Проторговали, а потом в компьютер заглядываем свой: хопа, вот он, прилетел. Начинаем узнавать, кто это такой, знакомиться с ним. А там оказывается непонятно что очень часто. Вообще, своего рода лотерея.
Еще известный пример долгостроя — в Хабаровском крае. В Комсомольске-на-Амуре четыре года назад начали возводить детский больничный комплекс. Но во время строительства нашли ошибки в документации. Стройка подорожала, подрядчик от нее отказался. И тоже потребовалось личное вмешательство премьер-министра. К 2023 году клиника должна быть готова.
О сроках достройки орловского медцентра пока неизвестно. Зато есть уголовное дело против прежних строительных компаний, которые деньги получили, обязательства не выполнили и причинили ущерб казне в сотни миллионов рублей. И это были не первые подрядчики. Бывшего гендиректора компании, которая изначально взялась строить, еще в 2014 году застрелили из пистолета ТТ. Правда, не из-за больницы, а спора из-за земли, где подрядчик планировал возвести элитное жилье.