Белоруссия вводит уголовную ответственность для подписчиков экстремистских телеграм-каналов. С такими заголовками сегодня вышли многие СМИ.

Журналисты ссылаются на телеграм-канал «ГУБОП», который считается неофициальным каналом МВД республики. Там действительно сказано, что 12 октября правительство Белоруссии приняло постановление «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма». Но сам документ нигде не опубликован. Тем не менее многие восприняли это всерьез и реально испугались.

«ГУБОП предупреждает, что подписка на экстремистские каналы и чаты влечет уголовную ответственность!» — прямым текстом сказано в сообщении неофициального телеграм-канала МВД.

Нарушителей планируется привлекать по статье 361-1 Уголовного кодекса как участников экстремистского формирования. А это до семи лет лишения свободы, сказано там же.

Но, еще раз, никакого документа на сей счет не опубликовано. А упомянутое «постановление правительства» нам тоже ни о чем не говорит. Для таких поправок хотя бы по процедуре должен быть принят или изменен какой-то закон. А этого нет. По крайней мере, пока. А если целью публикации было припугнуть подписчиков таких каналов, то можно сказать, что ставка сыграла. Всего за несколько часов после публикации новости об уголовке за подписку от тех же Tut.by и Nexta Live (признанных в Белоруссии экстремистскими) отписались несколько десятков тысяч человек. Если бы это было реальностью или если станет, то последствия предугадать несложно.

У множества постов канала Nexta Live сотни комментариев. Некоторые пользователи не прячут своих имен, а некоторые даже телефонов. У большинства эта информация скрыта, но десяти минут поиска хватило, чтобы выйти на комментаторов с российскими, литовскими и украинскими номерами телефонов. Нашелся там и белорус. Живущий прямо сейчас в Белоруссии и не скрывающий ни имени, ни даже места работы. Мы созвонились. Собеседник радиостанции уверен, что уголовная ответственность грозит только за репост сообщения из экстремистского телеграм-канала, но он же продолжает:

— Это такая маленькая условность, которая в нашем государстве может приниматься во внимание, но в 99 случаях не принимается. Ну так а что теперь: волков бояться — в лес не ходить?

— То есть вы даже не собираетесь свой номер скрывать? Я просто посмотрел очень много комментариев, и в большинстве случаев номера скрыты, а у вас он прямо в доступе, и вот мы в течение пяти минут до вас дозвонились.

— Ну, я не знаю... Как-то так получилось, что он не скрыт, не знаю. Вообще, я скрывал, не знаю. Спасибо, я буду знать эту информацию, да, спасибо.

Если фантазировать дальше, легко представить себе кейс: человека задерживают за переход дороги в неположенном месте, берут телефон, в пару кликов подписывают его на запрещенный канал — и на этом основании возбуждают дело.

Но все это выглядит каким-то уж слишком невероятным. Верить в то, что это возможно, не хочется, отмечает гендиректор компании «Новые технологии» Иван Алехин:

Иван Алехин гендиректор компании «Новые технологии» «И вообще, сама по себе тематика того, чтобы людям запретить читать какие-либо новости, это то же самое, чтобы запретить слушать Business FM. Неважно почему, там учат деньги зарабатывать, а деньги — это зло по какой-то причине. Эти действия, они несопоставимы с адекватной жизнью, с адекватной реальностью».

Тем не менее теоретически и действующих белорусских законов хватает, чтобы уголовно преследовать подписчиков телеграм-каналов. При желании это возможно, комментирует белорусский адвокат Антон Гашинский:

Антон Гашинский белорусский адвокат «Теоретически данный факт подписки можно признать фактом вхождения лица в состав экстремистского формирования, так как сам телеграм-канал формируют его подписчики, чем больше которых — тем становится телеграм-канал более популярным, появляются определенные финансовые ресурсы у создателей и руководителей. То есть эти подписчики формально могут стать членами этого экстремистского формирования в виде объединения группы лиц в телеграм-канале. Но при этом каждое лицо необходимо проверять на предмет того, с какой целью он подписался, какие комментарии он оставлял и какие действия совершал. При этом вы должны понимать, что признание материалов в телеграм-канале экстремистскими и признание телеграм-канала экстремистским формированием — это абсолютно разные юридические действия и юридические вещи».

А те же Nexta и Nexta Live — это экстремистские каналы, а не сообщества. Однако это не помешало белорусскому КГБ внести основателя проекта Nexta Степана Путило и бывшего главреда каналов Романа Протасевича в перечень физических лиц, причастных к терроризму.