Росгвардия представила законопроект с ужесточением правил приобретения оружия
В нем предлагается расширить перечень оснований для отказа в выдаче лицензий на оружие, а также проверять претендента в структурах МВД и ФСБ
Читать на полной версииРосгвардия разработала законопроект об ужесточении правил приобретения оружия. А Минобрнауки выпустило методичку — что делать в случае нападения на образовательное учреждение. Что думают эксперты о полезности этих инициатив?
Росгвардия предлагает расширить перечень оснований для отказа в выдаче лицензий на оружие или для аннулирования уже имеющихся. Точнее, ведомство хочет, чтобы претендента на легальное получение оружия дополнительно проверяли структуры МВД и ФСБ. Если там сочтут гражданина потенциально опасными для общества — лицензию ему не дадут. И смогут отозвать ранее выданную.
По каким конкретно критериям МВД и ФСБ будет оценивать эту самую потенциальную опасность — пока непонятно. По словам официального представителя Росгвардии Валерия Грибакина, это пока проект документа, и после проработки деталей в него могут быть внесены изменения. Однако уже сейчас из предложенных поправок следует, что потенциально право владения оружием могут отозвать у граждан, так или иначе связанных с оргпреступностью, экстремизмом и терроризмом. И им же оружие и не дадут. Вопрос в эффективности предлагаемых мер.
Сколько среди школьников и студентов, расстрелявших своих учителей и одноклассников, было судимых бандитов, террористов и экстремистов? Ноль! Может быть, достаточно четко выполнять действующие требования к контролю и надзору и это поможет? Может быть, нужно тщательнее следить за претендентами на лицензию во время тренировочных стрельб? Или обязать оружейные магазины немедленно заявлять о том, что подозрительный молодой человек пришел и купил подозрительно много патронов? А может быть, нужно добиться того, чтобы такие подозрительные молодые люди даже не доходили до магазинов? Ведь способ есть. Проверенный способ, говорит главред журнала «Охота», биолог-охотовед Валерий Кузенков. В советские годы лицензию на оружие получал человек, а не ружье, говорит эксперт:
Валерий Кузенков главред журнала «Охота», биолог-охотовед «Я получал ходатайство двух старейших охотников, имеющих пять лет срока или десять лет — это можно установить. И я кандидатом вот ходил, я работал в коллективе, я работал в обществе. На меня люди смотрели, как я себя веду, не наркоман ли, не пьяница. Я учился, я приходил сдавать экзамены, мы боялись. Старички сидели и задавали массу вопросов. Человек должен прийти к оружию через тяжелейшее получение охотничьего билета, и тогда вот эти сумасшедшие мальчики до оружия бы не добрались».
Новые технологии тоже могут помочь, но этим нужно заниматься, считает эксперт в сфере оборота гражданского оружия Глеб Обуховский:
Глеб Обуховский эксперт в сфере оборота гражданского оружия «Та же самая Росгвардия лучше бы озаботилась, например, — сейчас у нас возможности искусственного интеллекта огромнейшие — озаботились бы они, чтоб на все свои камеры, которые по городу стоят, а их очень много. На эти камеры поставить программу распознавания, например, человека с оружием в чехле, расчехленном, в военной форме, в бронежилете. Ведь это же искусственный интеллект делает без проблем. Этим озабочиваться не хочется, потому что это долго, дорого, и самое главное — надо мозг применить, а вот с этим проблема».
Пока же в гонку инициатив по этой тематике включилось и Министерство науки и высшего образования. Там разработали методичку: «Что делать в случае нападения на образовательную организацию». Методичка состоит из пяти карточек, в которых сказано, что если граждане слышат «звуки выстрелов, взрывов и крики» или видят вооруженных людей за окнами или в помещении, им следует закрыться внутри помещения, забаррикадироваться, лечь на пол подальше от окон и вызвать полицию. А уже перед сотрудниками правоохранительных органов рекомендуется держать руки на виду и не делать резких движений.