ФСБ и МВД смогут блокировать денежные переводы лиц, подозреваемых в финансировании терроризма
Законопроект предложил Росфинмониторинг. Блокировка переводов будет действовать до десяти дней. Но необходима детальная проработка процедуры, чтобы не пострадали невиновные люди, например, полные тезки
Читать на полной версииСиловикам разрешат блокировку денежных переводов. Руководство ФСБ и МВД получит право блокировать на срок до десяти рабочих дней переводы с карт и электронных кошельков, если деньги идут на оплату наркотиков, финансирование терроризма и экстремистской деятельности, включая организацию массовых беспорядков. Соответствующий законопроект разработал Росфинмониторинг.
О том, как сейчас блокируются такие операции, рассказывает директор сервиса «Золотая корона — Денежные переводы» Иван Ситнов:
Иван Ситнов директор сервиса «Золотая корона — Денежные переводы» «Есть два вида блокировок, которые делают платежные системы и банки. Первая — это когда по решению суда человек вносится в соответствующий список террористов, то есть эти списки присутствуют у банков и у платежных систем. И, соответственно, банки и платежные системы следят за операциями, и если происходит операция от человека или человеку, который находится в данном списке, то происходит блокировка перевода и соответственно формируется сообщение в Росфинмониторинг. Есть второй вид списков — по которым нет решения суда, если не ошибаюсь, они называются межведомственные списки, но суть их такая же. То есть когда человека подозревают в причастности к финансированию терроризма. По сути, и по тем, и по другим спискам одинаковый сценарий отработки банками, платежными системами: перевод блокируется, платежная система или банк формирует сообщение в Росфинмониторинг, и в течение пяти дней Росфинмониторинг либо отвечает с каким-то решением, либо не отвечает. Если не отвечает, то операция размораживается. Создавать какие-то дополнительные списки, не знаю, имеет ли смысл, можно пользоваться существующим функционалом. Единственное, хочется всегда, чтобы эти ограничения, которые накладываются на банки, на платежные системы, были какими-то очень технологичными, чтобы ответ по этим блокировкам приходил как можно быстрее. Потому что, конечно, десять дней — довольно-таки большой срок, и человек, если его операции будут заморожены, будет обращаться и в банк, и в платежную систему. Понятно, будет создаваться некий негатив».
Решение о внесудебной блокировке может быть принято «только в не терпящих отлагательства случаях», говорится в пояснительной записке к законопроекту. О таком решении силовики должны в течение 24 часов уведомить Генпрокуратуру. Она сможет опротестовать блокировку, если увидит нарушение законодательства.
Но остается вопрос: что делать законопослушным гражданам, если их переводы будут заблокированы по ошибке? Комментирует председатель правления некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Алма Обаева:
Алма Обаева председатель правления некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» «Практика применения ограничения или запрета на перевод есть. Будут, видимо, еще две-три организации, которые будут уполномочены на подачу такого решения для неукоснительного исполнения. Другой вопрос — как часто, ошибочно или не ошибочно, обоснованно или необоснованно и так далее. У нас есть примеры, когда полные однофамильцы берут кредиты, и через «Госуслуги» их находят и начинают им эти кредиты вменять. Чтобы такие ошибки не происходили, нужно больше внимания ко всем деталям».
Авторы законопроекта ожидают, что в день по всей России будет приниматься менее двадцати решений о внесудебной блокировке денежных переводов, пишет РБК.