На чрезвычайном заседании G20 обсуждали ситуацию в Афганистане
Лидеры «двадцатки» призывают к экономической помощи стране, но не режиму талибов (организация запрещена в России), а работающим в стране гуманитарным организациям. Business FM попыталась узнать, как сейчас живется в Афганистане
Читать на полной версии«Переломный момент» для Афганистана и тела, подвешенные на площадях. Лидеры «Большой двадцатки» обсудили экономический кризис в стране, а Евросоюз пообещал афганцам гуманитарную помощь на миллиард евро.
Из самого Афганистана поступают противоречивые новости о том, каково жить под властью запрещенной террористической организации «Талибан».
«Переломным моментом» сегодняшнее положение Афганистана назвал Генсек ООН. Выступая в преддверии онлайн-саммита «Большой двадцатки», Антониу Гутерриш призвал страны «впрыснуть ликвидность» в афганскую экономику, чтобы предотвратить ее коллапс, поскольку в противном случае «тяжкую цену заплатят не только афганцы, но и весь мир».
К словам уже прислушались в Евросоюзе — глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен анонсировала программу поддержки Афганистана объемом более миллиарда евро: примерно половина будет потрачена на поддержку самой страны, остальное достанется государствам, принимающим афганских беженцев. Средства будут переданы не новым властям Афганистана, которых Брюссель пока официально не признал, а работающим в стране гуманитарным организациям. Насколько все плохо, если Афганистану требуется помощь в размере 5% от прошлогоднего ВВП? На самом деле, в Кабуле все спокойно, комментирует президент Ассоциации афганских выпускников вузов стран СНГ Саид Мирвайс:
Саид Мирвайс президент Ассоциации афганских выпускников вузов стран СНГ «Как это ни странно звучит — безопасно. Нет мародерства, нет воров, что могли обокрасть посреди белого дня, сейчас такого нет. Раньше особо не мог человек оставить машину, отойти боялся. Я сам каждый раз когда приходил, видел, машина на месте стоит, и это как подарок судьбы. А сейчас такого нет, никто не осмелится украсть. Отрицательно, наверное, то, что подорожали продукты питания, особенно первой необходимости. Где-то на 40-50% — рис, мука, масло подсолнечное, сахар. Дефицита такого нет, ажиотажа никакого нет, страха нет. Публичных казней своими глазами ни разу не видел. Я не исключаю, что какие-то случаи были, но это точно не массовый характер».
Утверждения собеседника Business FM можно поставить под сомнение. Другой житель Афганистана, который на фоне переворота анонимно рассказывал нашей радиостанции о ситуации в стране, теперь наотрез отказался от комментария — по телефону говорить небезопасно. В провинции Герат в конце сентября на площадях развесили тела мужчин, обвиненных в похищении людей, — сообщалось, что бойцы запрещенной террористической организации «Талибан» застрелили их во время рейда. Западные СМИ, чьи корреспонденты остаются в Афганистане, наперебой рассказывают о том, что новые власти лишь притворяются умеренными. Фрагменты репортажа WSJ:
Житель Джалалабада Феда Мохаммад, его брат погиб при теракте:
«При «Талибане» мы надеялись увидеть мир и стабильность. А сейчас ни того, ни другого. Только взрывы. И ждешь только плохих новостей».
Жительница Кабула Басира Тавана на демонстрации за права женщин:
«Они лишили женщин прав. Мы хотим, чтобы открылись школы для девочек и чтобы женщины-преподавательницы могли вернуться на работу».
Житель Кабула Абдул Рехман, владелец магазина:
«К сожалению, из-за проблем с экономикой бизнес не идет. Торговцы и владельцы магазинов очень беспокоятся».
В понедельник замминистра культуры Афганистана и один из главных публичных спикеров новых властей Забихулла Муджахид заявил ТАСС, что «Талибан» надеется, что Россия примет участие в восстановлении Афганистана. По словам функционера группировки, Кабул ведет с Москвой переговоры о признании и возобновлении работы посольств [в обычном режиме]. В конце сентября пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что в настоящий момент Россия, как и большинство стран мира, предпочитает внимательно следить за тем, как талибы выполняют свои обещания.