«Новый умный дом»: путь к взрывному технологическому росту или пустые обещания?
Пока генеральный директор Gaskar Group Игорь Афанасьев ставит российскому «умному развитию» среднестатистическую пятерку, говоря о классическом противоречии, свойственном нашим широтам, — «цифровом неравенстве»
Читать на полной версииВ июле 2021 года в паспорт минстроевской стратегии цифровой трансформации строительной отрасли «Строительство, городское хозяйство и ЖКХ» вошел проект «Новый умный дом». Целиком стратегия рассчитана до 2030 года, ее стоимость может составить 393 млрд рублей, и часть этих денег как раз будет потрачена на то, чтобы российские квартиры, дома, кварталы и города стали умнее.
Как напоминает в своей статье «Новый умный дом»: как это работает в России?» ведущий научный сотрудник лаборатории искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ имени Плеханова Алексей Аверкин, традиционная концепция умного дома, которая возникла еще в 1950-х годах с появлением бытовых электроприборов и вступила в наиболее активный период развития в технологичных нулевых, включает в себя систему автоматизации жилых помещений. Это контроль и управление светом, отоплением, вентиляцией и кондиционированием, безопасностью и так далее.
«Россияне назвали систему «умный дом» в числе топ-10 изобретений, решительно изменивших жизнь человека в XXI веке, — отмечает Алексей Аверкин. — В России в настоящее время эти технологии тесно связаны с технологиями цифровой экономики, интернета вещей, интеллектуальных сред и беспроводных сенсорных сетей. «Умный дом» также являлся важной частью концепции умного города трех поколений, и развитие идет в трех основных направлениях: строительство и развитие сетей для этих решений, создание необходимых IT-платформ и сотрудничество с производителями оборудования».
Так вот, в июле нынешнего года был сделан очередной «умный» шаг, связанный с вхождением проекта «Новый умный дом» (это система управления многоквартирными домами на основе технологий IoT — интернета вещей) в паспорт стратегии цифровой трансформации строительной отрасли «Строительство, городское хозяйство и ЖКХ». Параллельно туда вошли еще три проекта: «Решаем вместе» (проект представляет технологию учета общественного мнения для определения приоритетов развития объектов городского хозяйства), «Строим в один клик» (по сути, это система электронного документооборота между девелоперами и Минстроем) и «Цифровая инфраструктура ЖКХ».
Но, с точки зрения Алексея Аверкина, за здравие звучит только начало этой истории. «К сожалению, проект «Новый умный дом» ограничился уведомлениями о плановых отключениях горячей воды (в электронном виде) и подачей электронных заявок на перепланировку. Еще предполагается создание системы управления многоквартирными домами и жилищно-коммунальной инфраструктурой, доступной и адаптированной для различных категорий, включающей в себя, в частности, умные счетчики», — делится наблюдениями эксперт.
По его мнению, в России рынок частных умных домов находится в зачаточном состоянии и малоперспективен. «Он еще фрагментарен и состоит из большого числа попыток различных игроков создать и протестировать решения, призванные стать по-настоящему массовыми и востребованными как владельцами недвижимости, так и застройщиками, которые могут внедрять их на этапе строительства здания. Вероятно, в нашей стране будет развиваться рынок умных зданий в многоквартирных домах», — считает Алексей Аверкин.
Для справки: объем рынка умных домов в России эксперты оценивают в 9 млрд рублей. По данным компании PwC, к 2025 году в стране будет продано около 7 млн устройств системы «умный дом». Согласно статистике Discovery Research Group, 47% покупателей жилья в России интересуются технологиями; по прогнозам информационно-аналитической базы Statista, если в 2019 году доля российских домохозяйств, использующих технологии умных домов, составляла примерно 4%, то к 2025 году данный показатель вырастет более чем в три раза и достигнет 13,6%.
«Общий экономический эффект от внедрения устройств в потребительском секторе за период до 2025 года составит около 387 млрд рублей. Драйверами его роста прежде всего станут инициативы со стороны государства. В первую очередь это будут проекты формирования инфраструктуры умного города и умных систем ЖКХ», — отмечает в своей статье Алексей Аверкин.
Профессионалы рынка, с которыми побеседовала Business FM, отчасти согласны с коллегой, отчасти нет. Например, их ответы на просьбу оценить по шкале от одного до десяти общероссийское смарт-развитие (то есть развитие не отдельных технологий умного дома, а именно системы, охватывающей все — от квартиры до целого города) практически совпадают и выглядят все-таки оптимистичнее, чем данное Алексеем Аверкиным определение «зачаточное состояние».
Все сошлись во мнении: уровень развития 7-8 в столичном регионе, 4-5 — во всей остальной России, причем, как подчеркивают в компании MR Group, в целом в авангарде цифровизации находятся четыре-пять девелоперских компаний.
«Некоторые девелоперы уже многие годы занимаются развитием умных сервисов для недвижимости как своего конкурентного преимущества. Процесс этот продолжительный и объемный. Поэтому результатов добиваются те компании, где собственник готов на протяжении всего развития проекта вкладываться в разработку, внедрение и эксплуатацию цифровых продуктов», — считает руководитель департамента инновационных разработок группы «Аквилон» Андрей Учитель.
Столичное лидерство управляющий директор группы «Самолет» Дмитрий Волков объясняет тем, что и процессы цифровизации здесь начались раньше, и бюджет выделяется больший. «В Московском регионе существует единая система «умный город»: светофоры, система отслеживания пробок, камеры с распознаванием лиц, тот же mos.ru, аналогов которому, наверное, нет больше ни в одном городе. Другие системы, более глобальные, охватывают все регионы. Мы видим, что для государства развитие цифровых систем — определенный тренд, стратегическая линия, и не приходится сомневаться, что масштабирование лучших практик — вопрос времени», — считает эксперт.
Возможно, так и будет. Но пока генеральный директор Gaskar Group Игорь Афанасьев, ставя российскому «умному развитию» среднестатистическую пятерку, говорит о классическом противоречии, свойственном нашим широтам, — «цифровом неравенстве».
Игорь Афанасьев генеральный директор Gaskar Group «То, что разные субъекты Федерации имеют разные возможности и уровень цифровизации, не является новостью. Но сюда же накладывается недостаточная развитость системы преобразования новых разработок и стартапов в практики и индустрии. Нет никаких оснований сомневаться, что все нужные институты сформируются быстро и эффективно, можно сказать, что они уже «на низком старте». Все, что требуется, — создание благоприятных условий, более лояльное регулирование, снижение бюрократических барьеров. Лишь один пример: Москва и Татарстан получили позитивный опыт по использованию дронов для создания цифровых двойников строящихся зданий и проведения геодезических работ. Однако до сих пор, чтобы использовать эту технологию, надо получать разрешения на каждый полет и затем снимать гриф секретности с полученных результатов. Понятно, что безопасность превыше всего, но в плане нормативно-правового регулирования этой отрасли мы уже отстаем от прогрессивных стран на два-три года, что довольно существенно. То есть, чтобы на карте страны появились смарт-города, необходимо в первую очередь модернизировать регулирование и нормативно-правовую базу. Без этого про мониторинг городской среды и доставку лекарств дронами можно будет забыть».
Как добавляет Андрей Учитель, «принципиально разный уровень развития умных сервисов и систем сбора данных крайне усложняет создание единой модели цифровизации, а следующая проблема — это финансирование и создание эксплуатационной базы». Но тогда возникает вопрос: сейчас, вводя на федеральном уровне проект «Новый умный дом» в единую стратегию развития строительной отрасли, не бежим ли мы впереди паровоза?
Например, когда Москва объявила о планах по созданию цифровых паспортов объектов капитального строительства (включающих информационную модель здания и данные, которые будут загружаться с умных стройплощадок) и Единой цифровой платформы градостроительной деятельности, многие эксперты именно так эти инициативы и оценили.
«Цифровой паспорт — вещь, безусловно, необходимая, в первую очередь для того, чтобы перейти от «бумажной» экономики к цифровой. Но строители, которые в массе своей только начинают привыкать к BIM (информационному моделированию зданий), смотрят на цифровой паспорт как на дополнительный вызов: навыки и экспертиза, позволяющие работать с информационной моделью, мало у кого есть, поэтому их путь к цифровому паспорту окажется небыстрым», — рассказывал Business FM основатель и генеральный директор цифровой платформы для управления строительством Bimdata Сергей Качанов.
«К тому же любой путь должен иметь цель и желательно дорожную карту, как к этой цели дойти. Ведь не только информационные модели, но и упомянутые умные стройплощадки в России пока не используются повсеместно, практика их применения еще только формируется. Таким образом, все предпринимаемые властями шаги, конечно, нуждаются в объединении в рамках дорожной карты по внедрению цифровых технологий в строительную отрасль», — подчеркивал эксперт.
Однако нынешнее июльское решение собеседники Business FM преждевременным все-таки не считают — хотя бы потому, что, по словам Игоря Афанасьева, любые подобного рода инициативы приводят в движение законотворческий процесс, касающийся в том числе цифровизации строительства, эксплуатации зданий и создания умных городов. К тому же, по мнению Дмитрия Волкова, это еще один шаг на пути создания столь необходимых отрасли умных стандартов.
Дмитрий Волков управляющий директор группы «Самолет» «Комплексная цифровизация — проект долгий и сложный. Запуск одного или даже нескольких проектов может быть реализован и локально, но объединение всех проектов в единую базу — это работа на три, пять, а может быть, и десять лет. Но если говорить о жилье, то, думаю, мы и оглянуться не успеем, как умный дом станет стандартом и будет входить в базовую комплектацию квартиры. Безусловно, глобальная история не может решаться на уровне потребителя, чьи интересы, как правило, очень локальны и затрагивают только территорию своей квартиры, максимум — жилого комплекса. Внедрение системных решений должно происходить скорее в сотрудничестве бизнеса и государства. Государство в этом случае должно обеспечить безопасность, так как это серьезные решения, собирающие большие массивы данных, и их работа определяет жизнеспособность общества и его стабильность. Бизнес в данном случае может предоставлять площадки для отработки решений, предложение и отбор наиболее эффективных систем».
Заместитель генерального директора MR Group Ирина Дзюба тоже думает, что и профессиональным игрокам рынка недвижимости, и их партнерам из других областей, и конечным потребителям пора привыкать к термину «смарт-стандарты».
Ирина Дзюба заместитель генерального директора MR Group «Развитие цифровых технологий идет семимильными шагами, пока во многом благодаря крупным девелоперам, для которых это отличный повод для здоровой конкуренции. Уже можно говорить о формировании крупнейших игроков этого рынка и всей его экосистемы: появляются новые интеграторы и компании, а многие технологии фактически тестируются одновременно с внедрением. И совершенно очевидно, что в ближайшее время встанет вопрос об их стандартизации в жилищном строительстве. Стандартизация нужна, но нужна будет и поддержка государства для тех девелоперов, которые за свой счет реализуют такие сложные проекты, иначе может возникнуть много серых зон».
Андрей Учитель согласен с тем, что инициатива смарт-развития должна исходить не только от застройщиков и покупателей недвижимости, но в том числе и от государства, которое, в частности, способно облегчить путь владельцев недвижимости в новый и пока не до конца понятный им цифровой мир.
Андрей Учитель руководитель департамента инновационных разработок группы «Аквилон» «Смарт-технологии необходимо массово внедрять в жилье, чтобы привести строительную отрасль к современным нормам. На данном этапе мы видим, как спрос на умные сервисы в жилой недвижимости еще только формируется. Люди хотят пользоваться ими для управления домом, однако уровень цифровых компетенций у населения пока невысокий. Другая трудность — это готовность брать на себя эксплуатационные издержки. Мы считаем, что с массовым развитием умных систем и при поддержке государства расходы на эксплуатацию удастся стандартизировать и сделать понятными для конечных потребителей».
Бизнес, конечно, всегда заинтересован в новых преимуществах, чтобы эффективно конкурировать, поэтому интеграция технологий в строительство — очень мощный стимул для компаний, поддерживает коллег Игорь Афанасьев.
«Однако налицо и заинтересованность государства в повышении доступности жилья, улучшении городской среды: мы видим такой запрос на федеральном и региональном уровне. И лучшим драйвером станет оперативное создание нормативно-правовой базы, прозрачных и понятных для всех правил игры. Как только это появится, мы увидим взрывной рост новых технологий в строительстве», — прогнозирует эксперт.