Обновлено в 15:46

Цены на газ в Европе превысили 1,9 тысячи долларов за тысячу кубометров. Пять стран ЕС призывают начать расследование рекордного скачка стоимости голубого топлива. Франция, Испания, Чехия, Румыния и Греция просят изучить, по какой причине «текущие газовые контракты оказались недостаточны».

Еврокомиссия на следующей неделе должна обнародовать ряд мер, которые могут принять власти европейских стран, чтобы ослабить влияние высоких цен. В комиссии считают, что цены взвинтил рекордный спрос: газовые хранилища стран были израсходованы, уровень закупки энергоресурсов в этом году достиг максимума за 25 лет.

По сегодняшним ценам развивающиеся страны ЕС с трудом смогут запастись газом на ноябрь-декабрь. Показательно, что начать расследование призывают страны на грани социального кризиса, говорит немецкий политолог Александр Рар:

Александр Рар журналист, политолог «Если бы вы назвали сейчас Польшу или прибалтийские государства, было бы ясно, что все хотят опять найти мнимый русский след во всей этой истории. Франция, Греция, Испания — это страны на грани социального взрыва, социального кризиса населения, потому что люди не признают резкого повышения цен не только на энергетику, но и на энергоносители, на электричество и так далее. Там растут цены на еду, все боятся инфляции, и пока Европейский союз на это никак не реагирует. Вместо того чтобы провозгласить нужду в закупке новых больших объемов газа, в том числе из России, весь Европейский союз встал на позицию того, что нужно проверять действия России в «Северном потоке — 2» или дальше. Европейский союз объявил свою политику идти в сторону регенеративных источников, отказываться от грязных, идти только в чистую экономику. Они не могут поменять сейчас резко эту программу, потому что этим самым тогда закончится «зеленая» революция, которая здесь началась. Все СМИ поддерживают это зеленое движение, молодые, которые требуют продолжения «зеленой» революции, выходят на улицу. Встать им поперек и говорить, что расходитесь по домам, потому что мы сейчас в ближайшие годы дальше будем топить углем, потому что у нас нет другого выхода, или будем покупать тот же политизированный газ из России, [ЕС не может]».

На фоне энергокризиса ЕС не намерена отказываться от зеленых источников энергии, заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. В ближайшее время Евросоюз нарастит инвестиции в эту сферу.

Президент Сербии Александар Вучич обвинил страны Европы в недальновидности. Он объяснил рост цен тем, что страны вовремя не заключили долгосрочные контракты на поставки газа из России. Теперь, когда более дешевый газ из хранилищ израсходован, Россия, по его словам, может устанавливать такие цены, какие захочет.

На совещании по развитию энергетики президент России Владимир Путин назвал очевидной ошибкой отказ Европы от долгосрочных контрактов:

«Как известно, глобальный энергетический рынок не терпит суеты и шараханий. Инвестиционные планы здесь носят долгосрочный характер. Поэтому резкие, необдуманные действия могут привести и, судя по сегодняшней ситуации на рынке, уже приводят к серьезным дисбалансам, таким, которые мы сейчас наблюдаем на европейском энергетическом рынке. Практика наших европейских партнеров еще раз подтвердила, что они допустили ошибки. Мы говорили еще с Еврокомиссией прошлого состава, и вся ее деятельность была направлена на сворачивание так называемых долгосрочных контрактов. Она направлена на переход к биржевой торговле газом, и оказалось, это сегодня стало абсолютно очевидным, что эта политика является ошибочной. В результате сейчас цена на газ побила все исторические рекорды, и сегодня она стремится уже к 2000 долларов за тысячу кубометров, это более чем в 10 раз больше средней цены прошлого года».

Сейчас на энергорынке назревает пузырь, считают экономисты швейцарского банка Julius Baer. Цены могут пойти вниз до конца этого года, говорят эксперты. Кризис возможен, но позже, к этому моменту ЕС может принять меры, считает заместитель генерального директора, аналитик Института национальной энергетики Александр Фролов:

Александр Фролов заместитель генерального директора, аналитик Института национальной энергетики «Сейчас речь идет все-таки о росте фьючерсов на фьючерсных контрактах, а на ценообразование в масштабах всего Европейского союза влияют спотовые площадки, то есть как бы непосредственная торговля со сменой собственника в момент совершения сделки. Ситуация на спотовых площадках не столь критична. Кроме того, значительная часть европейских потребителей пока что получает газ с учетом тех спотовых цен, которые были за три месяца до настоящего момента, и с небольшой нефтяной индексацией, то есть цены для значительной части покупателей все еще в разы ниже тех фьючерсных котировок, которые есть в данный момент. На фьючерсном рынке наблюдается спекулятивный коллапс, то что происходит сейчас, это, безусловно, большая проблема. Но главный вопрос заключается в том, будет ли зима холодной. Если да, то текущие условия могут привести к суровому энергетическому кризису в Европейском союзе, который перерастет в экономический кризис. Если Германия может себе позволить, например, нарастить производство электроэнергии из угля до 37% в сентябре 2021 года, по сравнению с 30% в сентябре 2020 года, ряд стран уже отказались от угольной генерации. Чисто физически закрыты угольные электростанции, и перезапустить их не представляется возможным хотя бы потому, что некоторых из этих электростанций уже нет. Поэтому странам вроде Швеции, которую можно поздравить с тем, что она на два года раньше положенного закрыла последнюю угольную электростанцию в 2020 году, приходится сейчас раскочегаривать свои электростанции, работающие в том числе на мазуте».

Россия не имеет никакого отношения к росту цен на газ в Европе, заявили в Кремле. Обвинять в этом Россию могут только непрофессионалы, отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопросы журналистов:

— Мы настаиваем на том, что никакой роли России в том, что происходит на газовом рынке в Европе, нет и быть не может. Россия выполняла, выполняет и будет самым тщательным образом и последовательно выполнять все взятые на себя по существующим контрактам обязательства. А причина кризиса состоит в нескольких факторах, которые совпали по времени. Это и то, как идет восстановление экономики, это и рост потребления энергоресурсов, это и незаполненность газовых хранилищ. Затем ветрогенерация понизилась существенно в Европе. Меньше газа поступает на спотовый рынок, но все это не связано с Россией, и только непрофессионалы, только люди, не понимающие сути происходящего, могут вообще как-то упоминать Россию в этом контексте. Россия готова вести разговор о новых долгосрочных контрактах.

— Выходили ли европейские страны, европейские лидеры на Россию с предложениями обсудить увеличение поставок газа, просили ли какого-то содействия?

— «Газпром» находится в постоянных контактах со своими конрагентами в Европе, «Газпром» близок к рекордным объемам поставок газа в Европу в этом году. То есть все допустимые превышения обеспечиваются «Газпромом» в рамках действующих контрактов. А что касается переговоров на будущее, то, честно говоря, не знаю.

— Вчера президент сказал, что ситуация на энергетических рынках — это результат того, что была непродуманная политика в плане диверсификации поставок электроэнергии. Сегодня Урсула фон дер Ляйен заявила, что нужно продолжать двигаться к альтернативным источникам энергии. Считают ли в Москве такую позицию ошибкой и какой опыт Россия могла бы в этой связи извлечь из ситуации в Европе?

— Опыт такой, что для цели устойчивого развития очень важно избежать каких-то перекосов. То есть смотрите, вы делаете ставку на развитие энергии ветра, вы создаете соответствующую инфраструктуру, но происходят разные климатические процессы, и вдруг ветра становится меньше, это то, что объективно произошло в Европе. И вам нужно этот гэп, который создается, заполнять из других источников, для этого нужны какие-то контракты и так далее. Спотовый рынок оказался не в состоянии заполнить эти возникшие дырки.

Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон заявила, что к концу года Еврокомиссия планирует представить предложения по реформе газового рынка ЕС. Ключевыми факторами станут вопросы хранилищ и безопасности энергоснабжения. По ее прогнозу, цены на газ останутся на высоком уровне в течение всей зимы, снижение начнется только к весне.