В новом проекте бюджета — старые приоритеты. Комментарий Георгия Бовта
Что сильно бросается в глаза в проекте, так это опережающий рост общих доходов бюджета по сравнению с ростом экономики. И бюджетный профицит пойдет на пополнение Фонда национального благосостояния, подчеркивает политолог
Читать на полной версииКабмин внес в Госдуму проект федерального бюджета на следующие три года. В частности, на обеспечение нацпроектов руководство страны намерено выделить почти 9 трлн рублей. Самые дорогие проекты — «Демография», на который уйдет более 2,5 трлн, и «Безопасные дороги», на которые за три года потратят 1,3 трлн рублей. Самая большая часть — почти четверть от общего объема — пойдет на социалку (около 18,5 трлн рублей). На втором месте по расходам — ВПК, на третьем — экономическое развитие. Затем идут расходы на нацбезопасность, правоохранительную деятельность и общегосударственные нужды.
Проект федерального бюджета — огромный документ, освоить и уяснить даже основные положения которого не в состоянии ни один простой обыватель. Только пояснительная записка правительства занимает 631 страницу. Прочтут ли ее до конца все депутаты Думы? Притом что на обсуждение и принятие документа отводится два месяца.
Зато информацию о бюджете можно эффектно подавать, играя цифрами в миллиарды и триллионы рублей. И трактовать как угодно в зависимости от идеологических предпочтений. Например, его можно назвать социально ориентированным, поскольку на «социальную политику» вроде потратят больше, чем на ВПК, — 18 трлн против 11 трлн рублей. Однако если считать совокупно по «силовым» статьям, включая «национальную безопасность», то они уже перевесят расходы на социальную политику, и на них уйдет более четвертой части от общего объема трат. При этом речь идет о сопоставлении только открытых статей бюджета, без учета засекреченных, которые подчас составляют более трети бюджетных расходов.
К тому же у нас по «социальной части» идут, например, пенсии военным, которые в той же Америке заложены в бюджет Пентагона. Также, например, в следующем году по разделу «национальная экономика» будут выделены дополнительные субсидии российским компаниям на создание электронной компонентной базы, развитие радиоэлектронной промышленности и проведение НИОКР в области средств производства электроники, каковое направление имеет как минимум характер двойного назначения.
Обращает на себя внимание сокращение ассигнований на здравоохранение. Если в 2022 году они запланированы на том же уровне, что в 2020 году, — около 1,2 трлн рублей, то к 2023 году будут сокращены до 1,17 трлн рублей. В текущем году, несмотря на пандемию, расходы на здравоохранение тоже не росли. Будут стагнировать расходы на развитие образования — на уровне около 470 млрд рублей.
Наконец, что просто бросается в глаза, так это опережающий рост общих доходов бюджета по сравнению с ростом экономики. Последний планируется в среднем на уровне скромных 3% в год. Располагаемые доходы населения также вырастут несильно: 2,4% в следующем году и 2,5% в 2023-2024 годах. А вот доходы бюджета будут увеличиваться опережающими темпами. В следующем году они увеличатся как минимум на 5,2%, до 25 трлн рублей.
Только сборы налогов увеличатся на 1,382 трлн рублей, тогда как общие бюджетные расходы лишь на 263 млрд (до 23,694 трлн). Профицит пойдет на пополнение ФНБ, который за три года в итоге «распухнет» более чем в полтора раза, до более 23 трлн рублей.
Интересно, на какой-такой «черный день» копится эта кубышка? Из почти 76,3 трлн рублей доходов на три ближайших года больше половины — 40,2 трлн рублей — соберут именно за счет налогов.
Больше всего увеличатся доходы от НДС, а вот дальше стоит обратить внимание на резкий рост поступлений от НДФЛ. Кстати, там появилась отдельная новая строка в бюджете: доходы от прогрессивного налогообложения. Пока речь идет о доходах более 5 млн рублей в год. Если в этом году доходы от НДФЛ планируются на уровне 81,3 млрд, то уже в следующем — почти 187 млрд, а в 2024-м — 203,7 млрд. Почти в два раза быстрее роста экономики будут расти и доходы от налога на прибыль предприятий.
Что касается впечатляющих заложенных в бюджет расходов на нацпроекты — почти 8,8 трлн за три года, то заложить — еще не значит потратить. Исполняемость многих нацпроектов заметно отстает от плановой. Не очень понятно, таким образом, как правительство собирается стимулировать развитие экономики с такой весьма жесткой бюджетной политикой, не самым лучшим инвестиционным климатом, высокой ключевой ставкой ЦБ, стагнирующими доходами населения и, соответственно, вялым ростом потребительской активности. Увы, это тот самый случай, когда богатеющая казна не тождественна росту благосостояния граждан страны.