Фэшн-индустрия переводит цепочки поставок из Азии в Северную Африку и Восточную Европу
Весь пандемийный год мировую логистику лихорадило. Сейчас стоимость доставки товара морским путем выросла многократно, а сроки поставок не гарантированы. Ретейлеры пытаются сделать логистические цепочки «ближе к дому»
Читать на полной версииГлобальные цепочки поставок «выходят из моды». Крупные игроки фэшн-индустрии перемещают свое производство из Азии в Северную Африку и Восточную Европу, пишет Reuters. Главная причина — желание ускорить транзит товара, который сейчас затрудняют риски, связанные с пандемией COVID-19.
Какие еще факторы заставляют компании переносить заводы «ближе к дому» и как ретейлеры справляются с текущими задержками?
«При среднем сроке выполнения заказа в четыре-пять месяцев из-за нехватки судов доставка товара сегодня может задержаться еще на пару-тройку месяцев», — сетует генеральный директор итальянского модного дома Benetton Массимо Ренон. Чтобы иметь больше контроля над транспортными расходами и производственным процессом, к 2022 году компания намерена вдвое сократить число заводов в Азии. Жесткие антиковидные ограничения в регионе ударили и по фэшн-индустрии. Изготовители одежды уже предупреждают покупателей о задержках с релизами и снижают ожидания по выручке в следующем году, пишет Reuters.
Начал пересматривать свои планы по поставкам и российский бизнес. На днях отечественные ретейлеры Melon Fashion Group, «Эконика» и Akhmadullina Dreams сообщили о задержках на границе с Китаем, которые возникли из-за квот на пропуск грузовиков и более длительных досмотров на таможне. В результате образовалась очередь из более чем тысячи фур. Логистические трудности усугубляет рост стоимости рабочей силы в Азии, которая некогда была самой дешевой в мире. За последние пять лет разрыв в зарплатах сократился, что тоже подстегивает компании перенести свое производство поближе к рынкам сбыта. Продолжает ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов:
Рубен Ениколопов ректор Российской экономической школы «Локализация производства будет нарастать по всем причинам: и минимизация логистических рисков, которые выявила пандемия, и технологические изменения, потому что легче это сделать из-за того, что труд в принципе играет все меньшую роль, как и квалифицированный труд. Играет меньшую роль из-за развития технологии роботизации и так далее. Из-за того, что в азиатских странах уровень благосостояния людей повысился, что выросли зарплаты и их внутренний рынок сам по себе играет важную роль».
В то же время мотивирует снизить скорость доставки товаров сама мода. А именно тренд на небольшие коллекции, говорит генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс:
Анна Лебсак-Клейманс генеральный директор Fashion Consulting Group «Сейчас компании стремятся делать короткие коллекции, которые не морозят деньги и согласованы с трендами. Это связано с интернет-продажами, потому что интернет-продажи дают моментальную информацию о спросе, и это делают те, у кого есть собственный ретейл, потому что собственные магазины тоже информируют о спросе. Соответственно, компании пересматривают поставки и ищут поставки ближе к точкам продаж, и ищут возможности иметь альтернативные формы размещения заказов».
Эстафету уже готовятся принять Сербия, Хорватия, Турция, Тунис и Египет. При этом перенос заводов потребует времени, что неминуемо вызовет проблемы с поставками. Особенно у тех, кто получал из Азии большую часть товаров. У производителя спортивной одежды и обуви Nike — это половина оборота, у одного из крупнейших ретейлеров одежды, H&M, — почти 70%, продолжает Reuters.
Пока процесс только запустился, компании вынуждены обратиться к авиаперевозкам, что примерно в восемь раз дороже морского фрахта. Поэтому в воздух поднимают только высокоприбыльный сегмент: одежду премиум-сегмента, технику и аксессуары для дома. Но даже самолеты опаздывают с доставкой, говорят участники рынка. По их прогнозам, если логистика продолжит дорожать, зимнее пальто, например, можно будет купить с наценкой в 5%. Но в Европе. В России ценообразование, как известно, иное.