Обновлено в 15:33

Экс-замглавы Минпросвещения Марина Ракова объявлена в федеральный розыск. Ей заочно предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере, сообщает РИА Новости со ссылкой на свои источники.

Источник ТАСС сообщает, что «сейчас правоохранительными органами проверяется информация о том, что Ракова сразу после следственных действий с ней могла выехать на Украину. По итогам обыска ее не задерживали. Никакие документы у Раковой не изымали».

Возможно, она скрылась от следствия на территории Украины. Из неофициальных источников известно, что по этому делу арестованы два члена ее команды, которые перешли в «Сбер».

Речь идет об управляющем директоре Евгение Заке и управляющем директоре дивизиона «Цифровые платформы образования» Максиме Инкине.Еще под стражу взята юрисконсульт, преподаватель РАНХиГС Кристина Крючкова.

Предположительно, аресты связаны с уголовным делом о хищении при госконтрактах, по которому проходит Ракова. По неофициальной информации, речь идет о 50 млн рублей бюджетных денег.

Зак и Инкин — подчиненные Раковой в «Сбере» и в прошлом были руководителями Фонда новых форм развития образования. Крючкова в прошлом тоже была сотрудницей фонда. Ракова возглавляла его до весны 2020 года, являясь также замминистра просвещения.

СМИ ранее писали, что Ракова в 2019 году пролоббировала выделение бюджетных средств фонду в рамках федерального проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование». По версии следствия, для выполнения госконтракта фонд привлек субподрядчика — Московскую высшую школу социальных и экономических наук, или Шанинку. Деньги были освоены, но выполненные работы «по двум контрактам» не соответствовали техзаданию, сообщали источники. По их данным, следствие в ближайшее время проверит еще ряд контрактов на 150 млн рублей, которые курировала Ракова.

Местонахождение Марины Раковой неизвестно. Она не пришла на допрос 30 сентября, телефон ее выключен, в ее подмосковном доме оперативники нашли следы экстренных сборов. Источник газеты «Коммерсантъ» утверждает, что скрываться Раковой помогает ее близкий знакомый, украинский гражданин, и пара, возможно, попытается попасть на территорию Украины.

Ракова занимала пост замминистра с 2018-го по 2020 год. Если ее вина будет установлена, ей грозит до десяти лет колонии. Комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Я искренне считаю, что в России часто за модными и красивыми на первый взгляд историями кроются не самые приятные вещи, зачастую это бутафория и красивая упаковка. Но происходит и так, что такого рода вещи используются вовсе не для того, чтобы радикально исправить ситуацию в том же образовании, а для того, чтобы кого-то наказать, освободить место или ударить по компании. В таких громких скандальных историях всегда есть вопрос о ее цели. Это восстановление разумных и полезных для страны процедур и вещей или же корпоративные моменты? В этом плане в истории с той же Шанинкой надо внимательно разобраться, потому что это локальный, бутиковый вуз с приличной репутацией в научном сообществе. Возникает вопрос: это история про Ракову, или про Шанинку, или про «Сбер»? Но она работала в «Сбере», и ее команда работала там. Когда человека в 35 лет берут в заместители министра образования, наверное, тоже вопросы должны были быть».

В деле бывшего замглавы Минпросвещения РФ могут появиться новые эпизоды мошенничества и новые фигуранты.

Мнение руководителя «Политической экспертной группы» Константина Калачёва:

— Все, что касается госконтрактов, — скользкий путь, потому что тут надо оценить эффективность техисполнения, тут надо оценить стоимость тех или иных работ. Одно стоит столько, другое стоит меньше. Где критерии оценки, где критерии эффективности работы, где адекватность в оценке выполненных работ? Мне кажется, это все субъективно. Я думаю, что здесь есть еще одна проблема, с ней сталкивались ранее и деятели культуры, которые боятся государственных денег теперь как огня, в образовании точно такая же история, потому что касается гуманитарной сферы, где не получится взвешивать в граммах, мерить в сантиметрах.

— Источники говорят, что ущерб, причиненный государству, по оценке следствия, составляет 50 млн рублей. Это много или мало?

— Для замминистра это, конечно, мало. 50 млн рублей — это не та сумма, ради которой люди столь высокого ранга готовы рисковать своей свободой.

Потом глава «Сбера» Герман Греф сообщил о назначении Раковой вице-президентом банка, где она курирует работу дивизиона «Цифровые образовательные платформы» и возглавляет «СберОбразование». В Сбербанке сказали РИА Новости, что оно не имеет отношения к деятельности кредитной организации.