Новые требования Wildberries по эффективности могут заставить владельцев пунктов выдачи закрыться
Менеджеров торговых точек штрафуют за недостаточно быстрый прием товара. Чтобы уложиться в KPI, сотрудникам пунктов приходится работать по 12-14 часов в день. В Wildberries заявили, что пункты выдачи должны соответствовать требованиям, предъявляемым компанией
Читать на полной версииНовые правила KPI, то есть, показателей эффективности от Wildberries, заставляют некоторых бизнесменов задуматься о закрытии. Причина — многочисленные штрафы, приходящие менеджерам торговых точек от компании в случае, если они задержат прием товаров. Почему условия маркетплейса часто сложновыполнимы и готова ли компания сделать какие-то поблажки для предпринимателей?
Предпринимательница Ксения владеет восемью торговыми точками сразу в нескольких городах. Бизнес, по ее словам, еще пару месяцев назад чувствовал себя хорошо, все цепочки были отлажены. Ситуация изменилась после того, как в сентябре основной партнер Wildberries ввел новую систему KPI. Ксения обновила корпоративное приложение и узнала, что за прошедший месяц ее сотрудники проштрафились почти на 200 тысяч рублей. Причем, все задолженности набежали по единственной причине — персонал не уложился в отведенное для приема поставок время. Проблема в том, что при нынешних условиях работы новую норму выполнить практически невозможно, говорит Ксения:
«Курьеры теперь привозят товар ночью без нас. Мы отдаем ключи курьерам, не имея никаких юридически значимых взаимоотношений, ни договора мы не подписываем с ними, ни акты приема-передачи. Вот они ночью привозят товар, и мы должны принять этот товар, то есть поставить себе на баланс в течение одного часа, желательно с 7 утра и до 8. Все бы ничего, но наши пункты в основном работают с 9 до 21 часа, то есть наши сотрудники в порядке вещей работают 12-часовую рабочую смену. А в этой ситуации мы должны их вызывать на работу к 7 часам, они должны принять это в течение часа. И если все будет принято в течение часа до 8, то мы получим премию, если просто до 9, то просто не будет штрафа».
При дневной поставке у пункта выдачи заказов также есть всего один час для приема. К тому же тот, кто забирает товар, одновременно должен выполнять сразу две функции — кладовщика и продавца. Когда число поставок растет, а оно иногда доходит до 600 наименований, менеджеры вынуждены платить сотрудникам за 14-часовой рабочий день. Или расширять штат. То есть перестраивать бизнес, продолжает генеральный директор GoOmni Ефим Алдухов:
Ефим Алдухов: генеральный директор GoOmni «Должен быть некий диалог между участниками рынка, между, условно говоря, работодателем, коим в данном случае — даже если это партнерский ПВЗ или что-то еще — выступает Wilberries, и партнером. Диалога нет. Если нет диалога, у этого есть два варианта. Вариант один: если это так выгодно, значит, надо снижать прибыль и искать какое-то другое решение, набирать дополнительно сотрудников, временно на два часа приемки или что-то еще. Либо рассторгать договор».
Ситуация осложняется еще тем, что маркетплейс последовательно снижает процент, который получают торговые точки. Раньше магазинам отводилось 4%, сейчас — 3,5%, сообщила Business FM Ксения. От сотрудничества с Wildberries отказались уже сотни предпринимателей. Но многие пытаются новые нормы соблюдать, ведь этот маркетплейс — крупнейший игрок на рынке. Владельцы точек приема заказов также создали петицию, в которой попросили отменить жесткую систему штрафов, или «гонку за выживание», как ее называет Ксения. Письмо к поставщику, правда, пока подписало всего 250 человек.
Что касается реакции от самой компании, то ее представители в комментарии Business FM заявили, что не собираются менять новую систему KPI. По их мнению, «партнерские пункты обязаны соблюдать стандарты работы компании вне зависимости от того, нравится им это или нет». Справедливости ради стоит отметить, что требования к скорости приема есть не только у Wildberries, но и других маркетплейсов.
Позднее в пресс-службе компании предоставили следующий комментарий: «Любые точки, открытые по франчайзингу, — пункт выдачи, магазин, ресторан или автомойка — должны работать в соответствии с требованиями головной компании к стандартам обслуживания. Если у покупателей есть замечания к работе пункта выдачи, например, он недостаточно хорошо убирается, менеджеры не клиентоориентированы или задерживают выдачу заказов, могут применяться взыскания, вплоть до отключения пункта от партнерской программы. Те же партнеры, которые соблюдают все требования и рекомендации, получают максимальный доход и покупательский трафик. Мы открыты к диалогу с нашими партнерами, получаем от них обратную связь по работе точек выдачи и объясняем, как улучшить их работу и повысить свои доходы. Сейчас также запущена программа субсидирования для брендированных пунктов, в рамках которой доход партнера составляет до 10% от оборота пункта выдачи».