Полный запрет транзакций с цифровой валютой в КНР радикально не обвалит котировки биткоина, отметили опрошенные РБК эксперты. Ранее самая популярная в мире криптовалюта потеряла 4,5%, а Ethereum и ряд других активов — до 7%. На следующей неделе аналитики обещают стабилизацию биткоина в районе 38-40 тысяч долларов и рост до 50 тысяч уже в начале октября. Впрочем, агрессивная политика Поднебесной уже успела изменить криптоиндустрию.

Главная причина, по которой Китай так радикально ограничивает индустрию криптовалют, — риск обрушения рынков, уверены эксперты. Вызван он ожиданиями от банкротства крупнейшего девелопера в стране Evergrande. Сотни китайских инвесторов и дольщиков уже несколько недель штурмуют стены штаб-квартиры компании в Шэньчжэне. Застройщик долгие годы брал у них взаймы, выпуская облигации с привлекательным купоном, и теперь не в состоянии расплатиться с 70 тысячами человек.

Но причем здесь криптовалюта? Дело в том, что цифровой актив представляет собой «черную дыру», через которую из Китая утекает большой объем капитала, а это негативно скажется на экономике страны. Комментирует президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган.

Евгений Коган президент компании «Московские партнеры» «В случае если это масштабное, на 300 млрд долларов, банкротство состоится, это повиляет колоссально и на рынок недвижимости Китая, и на все, что угодно. И, в частности, на бегство капитала. Китай заранее делает заглушки, потому что через крипту очень многие китайцы выводили свои деньги за рубеж. Теперь он готовится к тому, чтобы китайцы не выводили эти деньги, — вот и все. Да, это пример того, как будут поступать, без всякого сомнения, регуляторы других стран».

Запрету криптовалюты в стране предшествовал бан на майнинг. В июле Государственная энергетическая корпорация Китая полностью перевела его в нелегальное поле. Майнинговым компаниям перестали подавать электроэнергию. Причем регулятор объяснил эти меры в том числе целью по снижению выбросов в атмосферу.

Так или иначе рынок стал еще более децентрализованным. Началась массовая миграция криптомайнеров. Более 10 тысяч своих машин перевела в США, например, американская компания Bit Digital. С новым витком ограничений отток оборудования продолжится, говорит блокчейн-консультант, сооснователь проектов UniDao и Solomonic Денис Смирнов.

Денис Смирнов блокчейн-консультант, сооснователь проектов UniDao и Solomonic «Запрет майнинга в Китае очень сильно подстегнул развитие этой индустрии в сопредельных государствах. С этого момента очень сильно вырос сектор майнинга в Киргизии, Казахстане, в России и, скорее всего, будет продолжать расти и дальше. Россия здесь выгодно отличается среди всех остальных государств наличием достаточно дешевой электроэнергии, и плюс здесь климат играет нам сильно на руку, и в принципе, если рассматривать места где-то возле Полярного круга, где есть крупяные электростанции, это, по сути, просто рай для майнеров».

В то же время специалисты отмечают, что существенно наращивать число дата-центров рискованно. Если цена биткоина будет долгое время проседать, оборудование станет никому не нужным. С другой стороны, развивать цифровую инфраструктуру выгодно тем, кто может на этом заработать.

В Канаде, например, криптовалюта облагается налогом. Там доход от сделок с ней рассматривается как прирост капитала. Задумываются страны также и о полноценном легальном использовании цифровой монеты. В начале сентября Сальвадор первым в мире приравнял ее к традиционным деньгам. Впрочем, за две недели курс биткоина там упал на 16%.

Интерес к признанию крипты в качестве средства платежа демонстрируют и соседи по региону: Парагвай, Панама, Мексика, Бразилия и Аргентина. Однако там пока все ограничивается дискуссией на тему.

Между тем хомяк по кличке Мистер Гокс стал успешным криптотрейдером, обойдя фонды Уоррена Баффета. Хозяин хомяка построил для него специальную клетку с колесом и тоннелями и подключил ее к платформе Arduino Nano. С помощью колеса для бега животное выбирает криптовалюту из 30 возможных, тоннели отвечают за покупку и продажу токенов.

За три месяца с помощью такой беспорядочной торговли портфель хомяка вырос на 29% — с 390 долларов до 498. В процентном выражении доходность его сделок обошла индекс Баффета, отмечают СМИ. Впрочем, стоимость своей клетки хомяк еще не окупил.