В 2017 году криптовалюты в Китае были настолько популярны, что на страну приходилось две трети всего глобального выпуска биткоинов, пишет NYT. Существование альтернативной финансовой системы пришлось не по нраву Пекину, поэтому вслед за криптореволюцией в КНР пришла контрреволюция.

Сперва власти закрыли все китайские криптовалютные биржи, но игроки без особых проблем продолжили работать на зарубежных площадках. Весной на фоне рекордного взлета биткоина в стране практически запретили майнинг, и котировки главной криптовалюты обвалились на треть.

Теперь же Центробанк КНР приступил к окончательному решению биткоинового вопроса: любые транзакции с криптовалютой в стране объявлены вне закона, а иностранным площадкам запрещено оказывать услуги китайским гражданам. О значении запрета рассуждает специалист Bloomberg по крипторынку Азии Джоанна Оссингер:

«Вопрос с подобными решениями состоит в том, что это означает на практике. Китайские власти неоднократно объявляли войну криптовалютам, но участники рынка находили обходные пути. Многие криптобиржи продолжили существовать, хотя формально они запрещены. Многие граждане Китая остаются держателями криптовалют. Да и падение котировок биткоина и других токенов не столь велико. Это говорит нам о том, что большого сюрприза здесь нет. Хотя и о позитивном влиянии на крипторынок говорить не приходится».

Криптовалютный рынок, безусловно, почувствовал потерю второй экономики мира, но о коллапсе говорить не приходится. Биткоин в моменте терял 8% стоимости, опустившись до 41 тысячи долларов за единицу, Ethereum и другие крупные токены понесли сопоставимые потери. Как указывают собеседники CNBC, динамика также обусловлена недавними негативными комментариями американской Комиссии по ценным бумагам и общей напряженностью на глобальных рынках в связи с риском дефолта крупного китайского девелопера Evergrande.

Может ли вердикт ЦБ Китая стать шаблоном для запретов криптовалюты в других странах? Рассуждает управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин.

Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Дело в том, что Китай не является образцом в целом. Конечно, это экономика номер два в мире, поэтому все прислушаются к тому, что делает Китай. Разумеется, мы должны предполагать, что криптовалютный рынок — это рынок подпольный, и рынок, вокруг которого постоянно будет возникать регуляторный вопрос, а как иначе? С чем и кто там борется, никто не понимает. Судя по всему, они борются сами с собой в первую очередь. Как можно в стране, в которой камеры установлены на дорогах в таком количестве, как нигде, не знать, кто чем занимается на рынке криптовалют, а если знать, то к чему эти объявления делать? Китай среди крупнейших 50 экономик мира — самая непонятная и влиятельная одновременно».

Пусть не катастрофические, но существенные потрясения на криптовалютном рынке могут сказаться и на исходе рискованного эксперимента властей Сальвадора. Две недели назад центральноамериканское государство стало первой страной мира, где биткоин был объявлен национальной валютой наравне с долларом США. На фоне реформы там прошли масштабные протесты, так как многим не понравилось, что власти обязали бизнес принимать платежи в криптовалюте. Грубо говоря, тебе заплатили за булочку, а через пять минут твоя выручка может обвалиться на пару десятков процентов.

Как указывает Fortune, с момента реформы курс второй национальной валюты Сальвадора упал на 16%, а платежи в биткоине пока не принимают даже в некоторых государственных структурах страны.