Электронное голосование на выборах нужно максимально совершенствовать и распространять, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, онлайн-голосование — это очень удобная практика.

Ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что система дистанционного голосования на президентских выборах в 2024 году может быть распространена на территорию всей страны.

Тем временем в пятницу, 24 сентября, КПРФ намерена подать иск в суд по результатам дистанционного электронного голосования (ДЭГ).

Доверяете ли вы такой форме волеизъявления и можно ли как-то проверить ее прозрачность? Об этом Business FM спросила политологов и программистов.

Так, председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин системе верит и считает, что за этим будущее.

Константин Костин председатель правления Фонда развития гражданского общества «Я считаю, что эта система более надежна, чем традиционное голосование, потому что если вы посмотрите, 80% нарушений, которые приводят к утрате голоса конкретного избирателя, связаны с человеческим фактором, они даже не связаны с каким-то злым умыслом и корыстью. Но тем не менее, бывают ситуации, когда нарушена тайна голосования, а при дистанционном голосовании такое просто невозможно, алгоритм не совершает человеческих ошибок. По поводу надежности, есть система наблюдения в дистанционном голосовании, а в принципе у всех есть ключи шифрования: у участников, у наблюдателей, тех, кто регистрируется в качестве общественных наблюдателей. Понятно, что наблюдателей для интернет-голосования надо готовить, может быть, чуть дольше, и у них должны быть какие-то специальные навыки, но это вопрос времени».

У исполнительного директора Общества защиты интернета Михаила Климарева, который анализировал устройство системы, осталось к ней много вопросов. Первый — к отсутствию лицензирования такой важной инфраструктуры и к отсутствию прочей соответствующей документации. Плюс вопросы чисто технические:

Михаил Климарев исполнительный директор Общества защиты интернета «Для того, чтобы вызвать определенное доверие, должно быть сделано несколько шагов. Первое, раз это публичная система, раз она имеет отношение к государственным делам, тем более опирается на избирательное законодательство, соответственно, код у этой системы просто обязан быть открытым. Справедливости ради надо сказать, что код на самом деле был опубликован на GitHub-е. Но эта публикация — чисто формальная, это не раскрытие кода, потому что там были какие-то разрозненные куски кода, они непонятно как сделаны, для чего они нужны, а документация вообще как таковая в принципе отсутствует. То есть нельзя понять, как эта система работает».

И еще о технической стороне вопроса и о возможности проверить результаты дистанционного голосования: «Возможности такой нет», — считает эксперт по информационной безопасности компании Cisco Systems Алексей Лукацкий:

Алексей Лукацкий эксперт по информационной безопасности компании Cisco Systems «Дело в том, что, с одной стороны, исходные коды программы дистанционного электронного голосования выкладывали в интернет, и их мог проверять любой желающий. Но, к сожалению, никто не может подтвердить, что ровно этот же самый код используется и в боевой системе при подсчете голосов. И вот это, собственно, основная сложность доверия ко всей системе электронного голосования. Потому что никто не может подтвердить, что тот код, который выкладывали, который проверялся на наличие уязвимости и различных недекларированных возможностей, именно он используется в реальном голосовании, а не какая-то иная версия, которая, возможно, содержит какие-то дополнительные вставки. Такой гарантии никто не давал, и проверки такие провести не может никто. Поэтому остается только доверять тем заявлениям, которые делают представители ЦИК о том, что никаких изменений сделать невозможно даже теоретически».

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов называет онлайн-голосование удобным, а с точки зрения доверия к процедуре, по мнению политолога, компромисс найти можно — вопрос, будут ли его искать:

Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «С точки зрения доверия существует предубеждение, с одной стороны, у значительной части избирателей, еще до всех последних скандалов. Существует дефицит внутренней мотивации авторов этой системы на то, чтобы быть убедительными. Дальше смотреть на эстонский пример, если запускать для контроля за ситуацией представителей оппозиции и всех желающих, если как-то сделать открытой дискуссию о том, насколько спецслужбы имеют право влиять на эти все криптографические истории, потому что спецслужбы как независимый игрок, конечно, не рассматриваются участниками выборов обычно. То есть это все возможно. Другое дело, что в условиях, когда преобладает желание конфликт скорее погасить, чем распутать, наверное, каких-то принципиальных усилий по такой большей наглядности и убедительности итогов электронного голосования сделано в ближайшее время, может быть, не будет».

По данным Центризбиркома, в Москве явка на электронное голосование составила 96,5%. А руководитель штаба по наблюдению за выборами Алексей Венедиктов заявил, что штаб не зафиксировал в столице следов взлома или вбросов на онлайн-голосовании.