«Примечание. Содержащаяся в статье информация была официально опровергнута сенатором Российской Федерации Еленой Мизулиной».

Пакет поправок в Семейный кодекс, содержащих комплекс меры защиты детей, в том числе в случае угрозы их жизни в семье, не предусматривает расширения полномочий МВД по изъятию детей. Об этом ТАСС сообщила глава подкомитета по гражданскому праву и семейному праву комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Елена Мизулина.

«Относительно того, что полиция наделяется дополнительными полномочиями по отобранию ребенка, то ровно все наоборот. Сейчас полиция может отбирать, а по нашему законопроекту нет. Она может оказывать меры защиты, которые предусматривают временную передачу ребенка бабушкам, дедушкам и другим родственникам, а если это невозможно, то в центр социальной реабилитации», — сказала сенатор.

По ее словам, что действующий механизм предоставляет возможность полиции изъять ребенка, провести обследование условий его жизни. Кроме того, сейчас только полиция наделена правом входить в жилое помещение, если находящемуся в нем ребенку угрожает опасность. «Мы предлагаем совершенно иную схему, никакого обследования условий жизни на предмет того, чтобы выносить иск в суд, не будет. Лазание по шкафам и холодильникам будет исключаться. Временные меры защиты будут применяться только тогда, когда родитель не может выразить свою волю — либо он отсутствует дома, дети находятся дома одни, либо он без сознания, ему стало плохо или он находится в состоянии опьянения», — говорит сенатор.

В Совете Федерации подготовили очередные поправки к Семейному кодексу. Их представила сенатор Елена Мизулина. В частности, предлагается передать полицейским часть полномочий органов опеки в рамках процедуры изъятия детей из семей, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на документ. Всего поправки содержат 77 предложений.

Как писало издание, поправки предполагают три вида защиты ребенка. Первый — изъятие из семьи на основании решения суда о лишении родительских прав, их ограничении или об отмене усыновления. Второй, оперативный, — «временные меры защиты», когда детей передают родственникам или направляют в организацию соцобеспечения. Третий вид — профилактические меры защиты, которые может принять сама семья.

Как уточняется, родители могут сами назначить опекуна-попечителя, которым может стать крестный или родственник. Либо они могут согласиться на передачу ребенка в организацию соцобеспечения. В документе также говорится о «презумпции добросовестности родителей». И отмечается, что изъятие ребенка из семьи возможно только в качестве «крайней меры». Однако при каких ситуациях детей можно временно изымать из семей, не указывается.

Самой обсуждаемой стала поправка о передаче полиции права проверить, есть ли в семье опасность для ребенка. Если информация подтвердится, сотрудники МВД смогут забрать его из дома. Только после этого полицейские начнут устанавливать степень угрозы и вину родителей. При этом органы опеки смогут только «сигнализировать» МВД об угрозе жизни и здоровью несовершеннолетнего.

Сейчас работа полиции заключается лишь в реагировании по факту насилия, но не направлена на предотвращение опасности для ребенка. И непонятно, о каком более аккуратном полицейском механизме вмешательства говорит Елена Мизулина.

В итоге ребенок может оказаться в соцприюте, высказывает свои опасения президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

Елена Альшанская президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» «Все-таки полиция — это орган, чья задача усматривать правонарушения, заводить, если нужно, дела на правонарушителей. Потом да, защищать потерпевшего. Но правоохранительными, силовыми методами. А я не очень согласна с тем, что детско-родительские отношения даже в ситуации, где возникает задача защиты ребенка, когда родители либо делают что-то неадекватное, либо [создают] какие-то неадекватные условия, требуют исключительно полицейских мер реагирования. И с тем, что полиция — правильный орган для того, чтобы в эту ситуацию включаться. Как полиция будет принимать решение, чтобы передать добровольно ребенка туда, куда хочет родитель? А если он добровольно, например, никуда не хочет передать, что будет делать полиция тогда: брать этого ребенка и силой вести в социально-реабилитационный центр?»

Пока общественности представлены только какие-то фрагменты поправок, и вне общей концепции их очень трудно анализировать, говорит партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай.

Екатерина Тягай партнер коллегии адвокатов Pen & Paper «Не хочется обнаружить в результате внесения поправок ситуацию, при которой государство решило, что родители недостаточно хорошо справляются со своими обязанностями: не тому ребенка учат, не там с ним гуляют, не те радиопрограммы и интернет-блоги ему показывают. Например, не в обстоятельствах, когда родители больны и за ребенком некому ухаживать, а в обстоятельствах, когда оно принимает на себя функции родителей, как у нас отчасти теперь закреплено в конституции. Чтобы государство по какой-то причине решило ребенка обезопасить и вмешаться в частные дела семьи, которые никаким образом не связаны с реальной угрозой жизни или здоровью, психическому в том числе, ребенка».

Концепция совершенствования семейного законодательства обсуждается в Совфеде с декабря прошлого года. Три законопроекта на эту тему год назад получили негативные замечания правительства и были отозваны из Госдумы. Пакет новых поправок о защите детей планируется внести на рассмотрение депутатов осенью.