Удастся ли якутскому кино повторно покорить «Кинотавр»?
В Сочи показали новый якутский фильм, и ему уже прочат призы. Картина остросоциальная, но при этом пользуется аккуратным и уважительным языком, считают кинокритики
Читать на полной версииНа фестивале в Сочи показали фильм «Нуучча» 33-летнего режиссера Владимира Мункуева. Картина остросоциальная, и ей уже прочат награды, хотя фестиваль в самом разгаре. В прошлом году другое якутское кино уже увезло Гран-при «Кинотавра».
«Нуучча» переводится с якутского языка как «русский». Место и время действия фильма — Якутская область конца XIX века. В первой сцене муж и жена хоронят уже второго своего новорожденного ребенка.
По приказу местного князя к супружеской паре подселяют русского каторжника по имени Костя. Год, как назло, неурожайный, да и звери и рыба исчезли. Самим бы свести концы с концами, а тут каторжник.
Постепенно Костя начинает чувствовать себя хозяином, что оборачивается трагедией для и без того несчастной семьи. В роли русского — Сергей Гилев, сыгравший казака в нашумевшем сериале «Чики». Мужа и жену играют якутские актеры. За основу взяли произведения польского писателя и этнографа Вацлава Серошевского, рассказывает режиссер картины Владимир Мункуев.
Владимир Мункуев режиссер картины «Когда я увлекся трудами Серошевского, действительно поразился: он все это написал в XIX веке, а я читаю и понимаю, что в принципе все то же самое, и это ужасно. При этом в декорациях, костюмах я не хотел добиваться историчности, я хотел поговорить про здесь и сейчас. Не только про Якутию, про Россию. Мы [сделали фильм] без поддержки фондов, Минкульта. Когда я писал сценарий, я понимал, что нужен бюджет выше среднего якутского. Обычно, когда снимается историческое кино, берутся какие-то театральные вещи, а я хотел именно шить, строить [сам]. Мы покупали для декораций старые дома начала XX века и из этих бревен строили наши декорации».
Фильм очень красивый. Это медитативное кино, где минимум диалогов, но драма на пределе. У «Нууччи» именитые продюсеры, в том числе Борис Хлебников. Это прецедент для якутского кино, про которое в последние годы много говорят, но в широкий российский прокат пока мало что выходит.
Прошлой осенью мистическая якутская драма «Пугало» взяла Гран-при «Кинотавра». И есть большая вероятность, что второй год подряд именно якутский фильм возьмет один из главных призов, так как «Нуучча» — даже более революционное кино, чем прошлогоднее «Пугало», считает кинообозреватель Forbes Иван Афанасьев.
Иван Афанасьев кинообозреватель Forbes «В «Нуучче», на мой взгляд, совершенно революционно используется киноязык для разговора об очень острых проблемах, которые есть в нашей России: это и российский колониализм, и подневольность некоторых регионов, где властвуют местные, скажем так, князьки. Но мне кажется, оно может вызвать очень большой резонанс у нас в стране именно потому, что о некоторых вопросах, которые там поднимаются, стесняются или боятся говорить. При этом он говорит об этом очень аккуратным, очень уважительным языком, без выпадов каких-то в чью-либо сторону. И, мне кажется, это уже очень сильно и важно».
Якутская драма «Пугало» при бюджете всего в 1,5 млн рублей собрала во всероссийском прокате 12 млн рублей. Дата выхода в прокат «Нууччи» пока не определена.