Так какую Думу мы избрали? Комментарий Георгия Бовта
Не стоит преувеличивать степень независимости думской законодательной инициативы, однако новый парламент может как вновь заработать по примеру «бешеного принтера», так и подойти к законотворчеству более гибко, считает политолог
Читать на полной версииПо итогам выборов в нижнюю палату парламента проходят пять партий. Лидирует «Единая Россия», у которой чуть менее 50% голосов. На втором месте — КПРФ (почти 19%), на третьем — ЛДПР (7,5%). За ними следует «Справедливая Россия» (менее 7,5%). Пятой партией в Госдуме — впервые за 18 лет — станут дебютанты парламентских выборов «Новые люди», набравшие более 5%. «Единая Россия» лидирует в 199 из 225 одномандатных округов. КПРФ побеждает в девяти, эсеры — в восьми, ЛДПР — в двух. «Родина», Партия роста и «Гражданская платформа» проведут в Думу по одному одномандатнику. Уверенно избрались главы всех девяти регионов, где были прямые выборы. Какое в целом впечатление оставила эта избирательная кампания?
«Единая Россия» сохранила конституционное большинство, выступив в целом удачно, хотя и потеряв пару десятков мест. Уверенная победа снова досталась за счет огромного перевеса по числу победивших одномандатников, в 20 раз больше, чем у второй партии — КПРФ. У единороссов хороший кадровый резерв.
Коммунисты предсказуемо увеличили представительство, однако не в такой степени, как могло показаться в начале подсчета голосов. Они грозятся оспорить результаты выборов в части дистанционного голосования в Москве, где оно резко изменило расклад сил по сравнению с офлайн-голосованием в пользу кандидатов от власти. Они прошли в Москве все. Однако, во-первых, власти уже запретили проведение массовых протестных акций — из-за ковида. А во-вторых, КПРФ уже не раз показывала, что остается именно системной партией, которой «уличная демократия», да еще в решительных формах, совершенно не присуща.
ЛДПР явно стагнирует и заметно сдала позиции в былом «бастионе» — на Дальнем Востоке. Видимо, избиратели не простили ей историю с хабаровским экс-губернатором Фургалом, сочтя это соглашательством. Зато сменивший Фургала Михаил Дегтярев на фоне почти полного отсутствия конкурентов победил.
Эсерам, которые теперь еще и «за правду», судя по всему, не сильно помог процесс слияния и поглощения с двумя мелкими партиям, их будущее кажется проблематичным. Прежняя роль — спойлера КПРФ — утрачена, новая не найдена.
Для многих неожиданностью стало прохождение «Новых людей». Отчасти это стало результатом эффективной и неплохо профинансированной «низовой кампании», отчасти — благодаря тому, что их не «гнобили» посредством административного ресурса. Теперь партии предстоит раскрыться по части идейного багажа. Предполагается, что он может быть «системно-либеральным», но время покажет. Подобные популистские партпроекты с неявной или эклектичной идейной подоплекой уже обкатаны в ряде стран Европы. Парламентских основ, конечно, новички не расшатают, но могли бы внести свежую струю в думскую полемику.
Была некоторая заминка с электронным голосованием в Москве, где такой формой воспользовались 2 млн человек. Скептики обратили внимание на задержку оглашения его результатов, а также на то, что они заметно отличались от офлайн-голосования. Результаты почти всех провластных кандидатов плотно уложились в узкий диапазон вокруг 40% — в одномандатном округе это уверенный проходной балл. Прежде всего это произошло потому, что условная оппозиция в который раз не смогла договориться ни о каких совместных действиях, размыв свою базу по мелким процентам. Именно поэтому она и условная.
При этом избиратели, пользующиеся электронной формой голосования, могут отличаться большим лоялизмом. Если они голосуют через «Госуслуги», то могут больше доверять властям в целом и не бояться, что те «подсмотрят» через компьютер, за кого они голосовали (за кого надо, потому что). Такой формой могут пользоваться разные бюджетники, которых ретивое начальство побуждало регистрироваться именно для голосования онлайн. Напротив, традиционный электорат КПРФ может компьютерам не доверять. Сосуществование двух форм голосования будет ставить для многих неудобные вопросы, пока онлайн не победит окончательно.
Самое, пожалуй, примечательное в нынешних выборах то, что после них мало что определенного можно сказать о том, каким будет новый парламент. Помимо того, что он будет пятипартийным и с тем же большинством. Конечно, не стоит преувеличивать степень независимости думской законодательной инициативы. Тут куда больше возможностей у исполнительной власти. Однако новый парламент может как вновь заработать по примеру «бешеного принтера» позапрошлого созыва, так и подойти к законотворчеству более гибко.
Мы также не знаем пока, какие законы уже заготовлены для новой Думы. Можно предположить, что после того, как много было сказано в ходе кампании об «иностранном вмешательстве» в наши выборы, будет предпринята новая волна регулирования интернета. С другой стороны, на фоне экономической полустагнации объективно назрели меры, стимулирующие предпринимательство, убирающие излишние административные барьеры в экономике. Хотя и тут можно двинуть в противоположном направлении, учитывая общее поведение электората.
Так что, имея расклад в процентах, мы не вполне представляем, какую Думу и ради проведения какого именно курса мы избрали. По-своему символично, что в первый день после выборов не было никакой ясности с тем, кто из федеральной пятерки партии-победительницы пойдет работать депутатом, а кто сдаст мандат, выступив лишь «паровозом» для всего списка и уступив свое место неизвестным широкой публике партфункционерам.