Отмена соглашения на поставки подлодок — уже не первый разрыв оборонных контрактов Франции
Еще летом от закупки французских истребителей Rafale в пользу американских F-35 отказалась Швейцария. Проблема в качестве французских вооружений или в американском лобби?
Читать на полной версииФранция и Швейцария опровергли сообщения о том, что Эммануэль Макрон отменил визит в Швейцарию. «Встреча никогда не отменялась, и особенно по озвученным причинам», — говорится в заявлении Елисейского дворца.
Речь о сообщениях, что Берн отказался закупать у Парижа многоцелевые истребители Rafale. Вместо них швейцарцы закупят американские истребители F-35А. Ранее подлодки французского производства отказалась покупать Австралия, что привело к политическому скандалу.
Почему никто не хочет покупать военную технику французов?
То, что Минобороны Швейцарии будет закупать 36 американских истребителей F-35A за 6 млрд долларов, а не французские Rafale, было решено еще в июне. Тем не менее контакты с французской Dassault Aviation — производителем тех самых многоцелевых истребителей — продолжались до сих пор. Со ссылкой на неназваные дипломатические источники швейцарские газеты написали, что, узнав об этом, Макрон даже отменил визит к Ги Пармелену, который готовился шесть месяцев. Елисейский дворец, а затем власти Швейцарии это опровергли: визит состоится, только пока неясно, когда.
Впрочем, осадочек остался. По нормам долгосрочных переговоров, да еще и о военных поставках, швейцарцы поступили некрасиво, тем более, если учесть, что американские F-35A и французские Rafale — истребители сопоставимые. Можно предположить, что поработали лоббисты американских производителей, говорит военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин:
Виктор Литовкин военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке «И Rafale, и F-35 — самолеты одного класса. Есть еще лоббистские группы в той же Швейцарии. Кто-то за американцев, кто-то за французов. Может быть, как-то надавили. У американцев, к сожалению, есть так называемый административный ресурс, которым они активно пользуются. Да, у F-35 есть недостатки, некоторые недоработки, но Rafale тоже не «свет в окошке», на мой взгляд. Индия купила Rafale вместо нашего МиГа за очень большие деньги. Понимаете, здесь, в торговле оружием, нет — что лучше, что хуже. Играют роль политические какие-то пристрастия и политические рычаги».
Ранее была аналогичная история, только не с истребителями, а с подлодками. Франция договорилась о поставках 12 подводных лодок проекта «Барракуда» австралийцам — контракт был на 50 млрд долларов. И тут лидеры США, Великобритании и Австралии объявляют о трехстороннем партнерстве в области безопасности — AUKUS. И первая инициатива партнерства — поставки атомных подлодок для Австралии. Это означает автоматический разрыв контракта с Парижем — Макрона снова в известность не поставили.
Елисейский дворец отозвал послов из Вашингтона и Канберры, глава французского МИД заявил, что союзники «не относятся друг к другу с такой жестокостью и непредсказуемостью». Налицо попытка Вашингтона «приструнить» Париж, считает руководитель группы стратегических оценок Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергей Уткин:
Сергей Уткин руководитель группы стратегических оценок Института мировой экономики и международных отношений РАН «Франция в Европе чуть ли не единственная — по крайней мере, если мы говорим о Европейском союзе, — обладает реальным военным потенциалом на всех уровнях, включая ядерное вооружение. Речь идет действительно о некоторой амбиции позиционировать себя несколько выше любых других европейских стран. С другой стороны, есть некоторое недовольство Соединенных Штатов, которые, видимо, считают, что Франция не так уж и сильно отличается по своему потенциалу, по своим возможностям от других союзников, и нужно, чтобы французы это тоже признали. Соединенные Штаты себя повели, может быть, резко, с этим связана французская реакция. А есть те, кто считает, что Франция пытается набивать себе цену и не стоит этому содействовать».
Вопрос: что дальше? Франция отозвала послов, но это стандартный политический демарш — рано или поздно послы возвращаются. По мнению экспертов, стоит ожидать договоренностей и контрактов между США и Францией в каких-нибудь других сферах, не военных. Подсластить пилюлю французскому лидеру и не омрачать отношения Белого дома и Елисейского дворца.