Гостиничный рынок: ударное первое полугодие не избавит от сложностей во втором
В конце сентября завершится прием заявок на участие в Национальной гостиничной премии. Какие тренды характерны для гостиничного рынка в 2021 году в условиях пандемии? Какие новые отели открылись на ключевых гостиничных рынках страны — в Москве и Петербурге?
Читать на полной версииУ потенциальных участников Национальной гостиничной премии 2021 года осталось совсем немного времени: 30 сентября — последний день подачи заявок, и уже 2 октября начнется народное голосование, затем голосование экспертного совета и профессионального жюри. А 27 ноября состоится официальная церемония награждения, на которой назовут лучшие российские городские и загородные отели, хостелы и туристические центры, санатории и города для ведения гостиничного бизнеса.
Первое полугодие российским отельерам явно удалось. Хотя, конечно, они уже устали отбиваться от обвинений в том, что эксплуатируют ситуацию и неоправданно задирают цены. Ростуризм пытается защищать игроков гостиничного рынка, заявляя, что стоимость отдыха в крупных городах России с большим качественным номерным фондом в настоящее время ниже уровня 2019 года. В официальном сообщении ведомства, которое приводит ТАСС, отмечается, что зафиксированный Росстатом рост цен является плановым и связан с подъемом спроса на высокие летние даты. К тому же август — самый популярный туристический месяц, а осенью цены снижаются. По данным Ростуризма, наибольший рост цен летом наблюдался в сегменте четыре-пять звезд на юге страны, в прибрежных курортных территориях. «Тем не менее, чтобы не допустить случаев недобросовестной конкуренции, не связанных с фактором сезонности и динамическим ценообразованием, Ростуризм совместно с ФАС России и Роспотребнадзором проводит регулярный мониторинг цен на гостиничные услуги», — добавляют в ведомстве.
К тому же, как подчеркивают «Известия», профильный комитет Госдумы по физической культуре, туризму, спорту и делам молодежи готов поддержать законопроект ФАС: документ предлагает ввести норму о запрете превышения предельной цены на гостиничные услуги в городах федерального значения и муниципальных образованиях, в которых федеральными законами и актами президента РФ будут организовываться и проводиться особо значимые мероприятия. В этом случае стоимость проживания должна будет рассчитываться по методике, утвержденной правительством, а собственников гостиниц, решивших нарушить правила, ожидают немалые штрафы.
«Мы неоднократно писали в ФАС о недопустимости такого роста цен, свидетелями которого были сами. Например, в Санкт-Петербурге во время ПМЭФ цены на гостиницы вырастают до 300%. Но ситуация безвыходная, ведь людям нужно где-то жить, а расселять их некуда, и гостиницы этим пользуются. Поэтому мы, думаю, такой законопроект поддержим», — пояснил «Известиям» глава комитета Госдумы по физической культуре, туризму, спорту и делам молодежи Борис Пайкин, по мнению которого ради прибыли поднять стоимость проживания можно, но не в три или четыре раза. Инициативу одобряют во всех фракциях Госдумы. В нынешней редакции документа нововведения должны коснуться Владивостока, Сочи и, конечно же, Санкт-Петербурга.
Это, возможно, и недалекое, но будущее гостиничного бизнеса, а в настоящем важно, что два ключевых гостиничных рынка страны — московский и петербургский — в период с января по сентябрь выглядели куда привлекательнее, чем год назад. «По сравнению с аналогичным периодом 2020 года динамика спроса гораздо лучше. Хотя о фундаментальных изменениях пока говорить рано», — считает партнер компании Cushman & Wakefield Марина Усенко.
Марина Усенко партнер компании Cushman & Wakefield «Очевидно, что на московском и питерском гостиничных рынках внутренний спрос как делового, так и туристского характера продолжает оставаться доминирующим. А число зарубежных посетителей пока крайне незначительно, несмотря на появление с начала весны первых небольших зарубежных тургрупп из ОАЭ, Индии, Египта. Прирост загрузки в московских отелях (за семь месяцев года накопительным итогом — 57,5% в сравнении с 35,2% за тот же период в 2020 году) выглядит внушительным, только если забыть про весенние месяцы 2020 года с частичным принудительным сворачиванием экономической активности и поездок в стране. Продолжаются резкие всплески коронавирусной инфекции, последний из которых в июне 2021 года стал причиной довольно существенного падения среднемесячной загрузки в июле до 51,5%. И это после стабильных весенних показателей, приближающихся к 65%. Схожая динамика наблюдалась и в Санкт-Петербурге, где после постепенного восстановления спроса к концу первого полугодия до средневзвешенного показателя в 42% (при этом в июне, с учетом проведения в городе ПМЭФ-2021 и семи матчей чемпионата Европы по футболу, загрузка выросла до 56,8%), последовавший за этим рост новых заболеваний COVID-19 сократил спрос на гостиничное размещение в июле до 45%».
Подобные возвращающиеся коронавирусные «волны» создают сложности при планировании, вынуждая людей откладывать гарантированную оплату поездки и гостиничного размещения. Как следствие, «глубина бронирования» для частных поездок остается исчезающе маленькой и иногда измеряется часами, а не сутками, хотя для групповых бронирований речь по-прежнему идет о нескольких днях. «Любое заметное увеличение тарифов напрямую зависит от возврата спроса на гостиничное размещение к докризисным объемам, что подразумевает полноценное восстановление международных поездок. Это особенно важно для рынков Москвы и Санкт-Петербурга, где доля иностранных гостей традиционно превышала 35-40%. В этой связи второе полугодие 2021 года, по всей вероятности, по объемам и структуре спроса (размещение, питание, некрупные мероприятия, оздоровительные услуги) будет мало отличаться от первого», — уверена Марина Усенко.
В компании JLL тоже оценили положение дел в гостиничном сегменте Москвы и Санкт-Петербурга. По наблюдениям руководителя департамента гостиничного бизнеса JLL Яны Ухановой, в столице зафиксированное во втором квартале оживление (когда, например, средний ценовой сегмент достиг загрузки на уровне 60-65%, высокий — 55-60%, а люксовый — 30-40%) настраивало на сильный конец года. «Однако появление новых штаммов уже не вселяет такой уверенности. По нашим прогнозам, вторая половина 2021 года пройдет в «смешанном» режиме, с резкими пиками роста и снижения спроса», — подчеркивает эксперт.
Что касается гостиничных открытий, в июле 2021 года начал работу отель средней ценовой категории «Hampton by Hilton Moscow Рогожский Вал» на 147 номеров. В августе открылся первый в столице бутик-отель под управлением Best Western Hotels & Resorts — Vertical Boutique, BW Signature Collection на улице Малые Каменщики. Четырехзвездочная гостиница на 82 номера, которая разместилась в историческом административном здании Таганской тюрьмы 1908 года постройки, стала дебютом компании Becar Asset Management на рынке гостиничной недвижимости Москвы. В состав нового многофункционального комплекса «Краснопрудный» входит гостиница Marriott. Заявлено еще несколько запусков: «До конца года анонсировано открытие нескольких брендированных отелей — Ibis Moscow Semenovsky, Hilton Garden Inn Moscow Paveletsky, Crowne Plaza Moscow — Park Huaming», — напоминает директор департамента апарт-отелей компании Becar Asset Management Анастасия Заболотная.
Кроме того, как рассказывает председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова, за семь месяцев появилось несколько новых гостиниц из числа тех, что обычно не попадают в поле зрения международных консалтинговых компаний: крошечная, на пять номеров, гостиница на Космодамианской набережной; офисно-гостиничное здание в 1-м Земельном переулке; реконструированный под гостиницу административно-жилой комплекс на Николоямской улице; офисно-гостиничный комплекс с подземной автостоянкой на Смоленском бульваре.
В Санкт-Петербурге к началу туристического сезона открылись три объекта совокупно на 328 номеров — «Holiday Inn Театральная площадь» (ребрендинг, 158 номеров), Wawelberg Hotel (79 номеров), Kravt Nevsky Hotel & SPA (91 номер). Но других новинок до конца года не ожидается, и вообще, как полагают эксперты JLL, второе полугодие будет для питерского гостиничного рынка менее успешным, чем первое.
«Вместе с тем мы наблюдаем следующую тенденцию: отельеры Санкт-Петербурга оказались более стрессоустойчивыми по сравнению со столичными и не прибегли к сокращению тарифов, — комментирует Яна Уханова. — Мы ожидаем, что по мере открытия границ рынок Санкт-Петербурга восстановится быстрее с точки зрения показателя RevPAR».
Есть еще несколько набирающих силу трендов. В частности, как гласит новое исследование JLL (есть в распоряжении Business FM), среди инвестиционных идей наибольшей популярностью пользуется редевелопмент зданий производственного назначения и их преобразование в креативные кластеры, включающие гостиничные объекты. «Кластерные проекты вообще являются сегодня преобладающими: инвесторы понимают необходимость комплексного подхода для привлечения путешественника нового типа, для которого бизнес-цель не является основным приоритетом. Он все чаще выбирает локации с полным спектром услуг, не предполагающие перемещения между отелем и местом для работы или встреч», — поясняют в компании.