В Париже при поддержке Фонда Луи Вюиттона открывается выставка коллекции русских меценатов Морозовых
Организовал выставку председатель LVMH Бернар Арно, который еще в 2016 году просил Владимира Путина помочь экспонировать коллекцию братьев Морозовых в Париже
Читать на полной версииПодарок российского президента Владимира Путина французскому миллиардеру Бернару Арно — так Bloomberg называет большую выставку коллекции Морозовых, которая откроется в Париже уже на следующей неделе. Каков политический и искусствоведческий подтекст этого масштабного события?
В 2016 году председатель LVMH Бернар Арно отправился со своим советником Жан-Полем Клавери в Москву, чтобы лично поблагодарить Владимира Путина за то, что Россия одолжила парижскому музею Арно, Фонду Луи Вюиттона коллекцию мецената Сергея Щукина и его братьев. 130 произведений Моне, Матисса, Пикассо, Гогена, Сезанна. Но Арно и его помощник пришли не только с благодарностью, но и с просьбой: «Спасибо за Щукина. Но у вас есть еще одна коллекция. Если вы прямо сейчас скажете «да», мы сделаем еще одну выставку», — вспоминает Клавери. Речь шла про Морозовых. Путин, недолго думая, согласился.
И вот, после четырех лет и одной пандемии, выставка, наконец, откроется для посетителей в Булонском лесу. Билеты еще есть — даже на открытие, рассказывает гид по Парижу, журналист Наталья Сависько:
— Говорят, она будет такая же по уровню, как Щукинская коллекция, но там поменьше будет самих картин представлено. Из моих знакомых все без исключения собираются туда.
— В прошлый раз выставка Щукина собрала 1,3 миллиона посетителей, удастся ли достичь этих же цифр?
— Если честно, то я думаю, что нет. Там все-таки был очень хороший спикер, я несколько интервью с ним сама делала. Это внук Щукина Андре Марк. Он выступал по телевидению, по радио. Я бы сказала, что звездный такой промоушен у той выставки был. Здесь я не могу сказать, что Морозовскую выставку стороной обходят, но все-таки она не так сильно освещается. И у нас сейчас мало того, что сейчас нужны вот эти pass sanitaire, чтобы зайти на выставку, а это значит, что все, кто не привиты, должны сделать тест на коронавирус. И потом, не забывайте, насколько я помню, эту выставку Щукина несколько раз продляли. Если эту выставку продлят, то, возможно, а если нет, я думаю, что коронавирусные ограничения все-таки дадут о себе знать.
Михаил и Иван Морозовы — из династии известнейших российских купцов и промышленников, которая зародилась в деревне Зуево Богородского уезда Московской губернии. Иван Морозов на рубеже XIX-XX веков был директором-распорядителем Тверской мануфактуры. Он более известен, чем его старший брат. Михаил впервые привез в Россию Винсента Ван Гога, Поля Гогена и единственное в нашей стране полотно Эдварда Мунка «Девушки на мосту». А Иван Морозов одним из первых в мире решает свою коллекцию как настоящий музей современного искусства. Главные мастера для него — Сезанн, Ренуар, Матисс. Пожалуй, самая важная работа в собрании — «Девочка на шаре» Пабло Пикассо. Она стала последним парижским приобретением Ивана Морозова в конце 1913 года. Если Щукин собирал произведения современного искусства как отражение собственных эмоций, то Иван Морозов задумывался, как составить коллекцию по более строгим принципам, анализировал в своем собрании творческий путь того или иного мастера — говорит старший научный сотрудник, хранитель коллекции Ивана Морозова в Музее имени Пушкина Алексей Петухов:
Алексей Петухов научный сотрудник, хранитель коллекции Ивана Морозова в Музее имени Пушкина «Так делали в те годы немногие. Коллекционеры более молодого поколения, которые смотрели в будущее и хотели с помощью опыта Франции обновить и художественный опыт собственной страны, стимулировать развитие новых направлений в искусстве России. Это очень дальновидный подход, он развился в деятельности множества коллекционеров мира уже после Первой мировой войны. Иван Морозов был одним из первых, кто закладывал его основы, в этом его особенное значение. Основные художники морозовского круга и аналогии с русским искусством — все это темы парижского проекта, которые сейчас готовятся к открытию».
Выставка в Париже продлится до февраля. Затем собрание Морозовых приедет в московский Пушкинский музей. Там планируется не менее масштабная экспозиция, чем во Франции.