Обновлено в 10:57

В пятницу, 10 сентября, стало известно о гибели двух человек на юго-востоке Москвы. С самого начала сообщалось, что им стало плохо после того, как они съели арбуз. На следующий день в больницу попали несколько их соседей, но арбузы накануне случившегося ели не все из них.

Первых людей с отравлением госпитализировали в Люблине в четверг, 9 сентября. Это были члены одной семьи — 61-летняя женщина, ее 38-летняя дочь и 15-летняя внучка. Они жили в доме № 16 по Совхозной улице. У всех одинаковые симптомы — температура, диарея и рвота. За день до этого они ели арбуз. Пенсионерка скончалась в тот же день, девочка — утром в пятницу. Ее мама все еще находится в больнице.

После первой версии об отравлении арбузом «Магнит» закрыл свой магазин, расположенный в том же доме, и начал внутреннюю проверку.

В течение субботы были госпитализированы еще семь жителей того же подъезда, в основном дети и пенсионеры. СМИ отмечали, что не все из них ели арбузы. Ходили ли они в тот же магазин, неизвестно. Версию с арбузами в эфире Business FM опровергал их поставщик — глава крестьянско-фермерского хозяйства «Каныгин» Алексей Каныгин. По его словам, мало того что партия проходит их проверку, пробы берут и сами ретейлеры. КФХ поставляет арбузы в большинство крупнейших сетей столицы.

Из версий, которые еще предстоит изучить, — некачественная санобработка (химикаты могли попасть в еду) и даже ядовитый банановый паук, которого якобы видели на прилавке.

СК возбудил уголовное дело и провел проверку и в самом доме на Совхозной, 16. По рассказам очевидцев, специалисты всю субботу собирали пробы поверхностей с перил и дверных ручек, ходили по квартирам и изучали вентиляции и сливы в раковинах. Из этого появились версии о том, что в водопроводе и вентиляции развивается бактерия легионелла. Она живет только в стоячей воде, а если бы она и была в системе водоснабжения, пострадали бы жители всего района, говорит врач-инфекционист Илья Акинфиев.

Илья Акинфиев врач-инфекционист «Легионеллез — это вообще бредовая идея. Я исключал ее еще с первых новостей, сразу было понятно, что это не пищевое отравление и не банановые пауки. Анализируя данные о симптоматике и о прекращении новых случаев, можно сказать, что все же здесь имеет место токсикологическое отравление. Возможно, это даже были какие-либо газы — при зачистке от насекомых, при именно таких отравлениях химическими веществами повышение температуры тоже возможно».

Версия с дезинсекцией паразитов тоже была: в Сети появилось видео, где сотни тараканов ползают вокруг канализации якобы недалеко от этого дома. Ранее в подъезде висело объявление, что скоро будут травить насекомых.

Местные жители рассказывали журналистам, что полицейские запретили им пить воду из-под крана. Но при этом ее не перекрыли. Да и жители пострадавшего дома остались в своих квартирах. Продолжился и капремонт, его проводят в подъезде пострадавших и на фасаде дома. Силовики изъяли раствор, который использовали строители. Хотя информации о госпитализированных ремонтниках не было.

Анализы отравившихся делаются в течение 48 часов. Но результатов экспертиз в выходные не обнародовали.

В ночь на 13 сентября появились сообщения, согласно которым в крови погибшей 61-летней москвички и ее внучки были найдены следы ядовитого вещества — этиленгликоля.

То, что жителей района держат в неведении, очень опасно, считает технолог пищевых производств, доктор технических наук Александр Ишевский.

Александр Ишевский технолог пищевых производств, доктор технических наук «Где-то что-то руками хватали — и на руках принесли домой. Лестницы, перила, в один магазин ходили. По крайней мере, надо начать санобработку там, где эти очаговые вспышки были. Любая бактерия развивается по определенным законам. И сначала лаг-фаза, линейная фаза идет, потом эта фаза переходит в экспоненту. И резко идет вверх количество заболевших. Если она перейдет резко вверх, то тогда уже с ней бессмысленно бороться».

В рамках внутренней проверки «Магнит» снял с продажи арбузы не только в столичных магазинах, но и в других регионах.