Главный приз Венецианского кинофестиваля получила французская драма «Событие»
Это экранизация одноименного романа Анни Эрно, которую поставила Одри Диван. Сюжет разворачивается вокруг студентки — ее играет Анамария Вартоломей, которая пытается сделать подпольный аборт во Франции 1960-х
Читать на полной версииОбновлено в 17:50
Жюри Венецианского кинофестиваля назвало обладателей премий. «Золотого льва» получил французский фильм «Событие», который сняла режиссер Одри Диван. Гран-при удостоен Паоло Соррентино, снявший картину «Рука бога».
Россию в основной программе представлял триллер с Юрием Борисовым «Капитан Волконогов бежал». Фильм остался без наград. Сюжет разворачивается в 1930-е. Капитана Федора Волконогова объявляют преступником, но ему удается бежать до ареста. Герою является погибший друг, чтобы предупредить: если Волконогов не получит прощения от родственников репрессированных, то попадет в ад.
Обозреватель Esquire Егор Москвитин считает, что у этой картины большой потенциал:
— Задним числом всегда можно найти какие-то объяснения для победы того или иного фильма. Но если честно, до того, как жюри вынесло свое решение, многие думали, что победа достанется либо фильму Паоло Соррентино «Рука Бога», который в итоге взял второе место, либо фильму «Дыра», либо еще каким-то картинам со сложными сюжетами, с невероятными выразительными концепциями и с пронзительными актерскими работами. В принципе фильм «Событие» тоже под все эти параметры попадает. Он невероятно чуткий, он страшный, он говорит об очень важной теме, но есть проблема в том, что этот фильм, по сути, повторяет сюжет многих других картин, например, фильма из Румынии «Четыре месяца, неделя и два дня», который победил на Каннском фестивале и который тоже рассказывал о сложностях незаконных абортов. То есть отсутствие новизны, конечно, смущает, особенно если учесть, что и предыдущие фильмы тоже были фестивальными и громкими, именно поэтому мало кто ставил на победу «События». Но сейчас, когда «Событие» уже победило, можно отдать ему должное, во-первых, за невероятную настройку актрисы на игру, во-вторых, на удивительное сочетание каких-то страшных, натуралистичных, отталкивающих вещей, и какой-то большой, невинной и очень чуткой красоты вокруг этих вещей.
— Почему не получилось у российских фильмов?
— Знаю, что российские фильмы понравились зрителям, они понравились профессионалам, которые понимают, что их можно продвигать дальше, что это универсальные сюжеты, которые могут апеллировать к каждому. Поэтому, конечно, жалко, что не победили, но чувствуется, что по крайней мере у фильма «Капитан Волконогов бежал» есть большой международный потенциал, потому что это история, которая не просто рассказывает о тоталитаризме, о коллаборационизме, по сути о сотрудничестве с властью, которая кажется страшной, но это еще и такой абсолютный фильм-погоня, фильм антиутопия, что-то вроде «Эквилибриума», может быть, даже «Матрицы», «1984». Это динамичная история, которая понравится не только нам, но и многим за пределами России. На самом деле победа в случае с «Капитаном Волконоговым» — это уже то, что фильм был сделан при поддержке Венецианского кинофестиваля, европейских грантов, при участии эстонского оператора и французского монтажера, все это абсолютное признание режиссеров как части европейского киноистеблишмента, да и мирового тоже.
78-й ежегодный Венецианский международный кинофестиваль проходил с 1 по 11 сентября. Жюри в этом году возглавил режиссер Пон Чжун Хо, получивший в 2020-м «Оскар» за «Паразитов». Решение жюри комментирует кинокритик Егор Беликов:
Егор Беликов кинокритик «Мне лично кажется, что награждение «Золотым львом» фильма «Событие» — это одна из крупнейших ошибок в истории Венецианского фестиваля. Не в смысле, что это какое-то плохое кино, но «Событие» настолько непримечательно, что когда я, например, составлял какие-то прогнозы или хотя бы думал о том, как может поступить жюри во главе с таким уважаемым режиссером как Пон Чжун Хо, и насмотренным, и интеллигентным, я даже не думал про фильм «Событие», потому что мне казалось, что это фильм по разнарядке, который должен приблизительно в любом конкурсе присутствовать, тем более по актуальной повестке — в Техасе только что почти запретили аборты. Так что мне кажется, что было немало альтернатив в конкурсе, та же «Дыра» Микеланджело Фраммартино, который получил приз жюри. Или «Рука Бога» Паоло Соррентино — лучший его фильм вне всяких сомнений, который получил Гран-при. Мне кажется, что эти картины были куда более достойны. Кроме того, мне показалась суперконцептуальной именно российская картина «Капитан Волконогов бежал», в том числе она понравилась и кинокритическим жюри, и всем остальным, но ничего в итоге не получила. Это по-настоящему выдающийся фильм. Я прочил награды российской картине совершенно искренне, вне зависимости от того, из какой я сам страны. Очень слабая программа в этом году, хотя все ждали больших свершений, и очень было много звезд — как это любят делать в Венеции: прикрывать звездами отсутствие новых художественных идей. В связи с этим возникло ощущение, что мы туда зря приехали. Были достойные картины, и Ридли Скотт был замечательный вне конкурса, то есть и американское присутствие было заметным, но все же в этом году Венецианский фестиваль как будто бы что-то упустил, и не уверен, что в следующем году это ему удастся нагнать».
Лучшим режиссером признана автор культового «Пианино», новозеландка Джейн Кэмпион, — на этот раз за фильм «Власть пса», а Пенелопа Крус — лучшей актрисой за роль в испанской драме Педро Альмодовара «Параллельные матери».
Одним из событий светской хроники фестиваля стал первый официальный совместный выход в свет — после возобновления романа — 52-летней Дженнифер Лопес и 49-летнего Бена Аффлека. Таким образом, подтвердились слухи о воссоединении звездной пары спустя 17 лет после расставания.