Shell: независимые АЗС в России на пути к банкротству
Частные АЗС только продают топливо, в отличие от таких компаний, как «Роснефть», «Лукойл» или «Газпром нефть», у которых есть добыча, переработка и продажи за рубеж
Читать на полной версииОбновлено в 19:05
Независимые АЗС в России находятся на пути к банкротству, заявил директор по развитию и операционному управлению сети АЗС Shell в России Виталий Маслов.
По его словам, Shell уже восемь месяцев генерирует по 1,5 рубля убытка с каждого проданного литра бензина. Аналогичная ситуация у других независимых игроков, которые составляют 60% рынка.
Причина в резком дисбалансе оптовых и розничных цен на бензин, говорит Маслов. Все, что могут независимые АЗС, — это продавать топливо. Это не «Роснефть», «Лукойл» или «Газпром нефть», у которых есть добыча, переработка и продажи за рубеж. Скоро начнется череда банкротств независимых АЗС, считает Маслов.
Риски действительно есть, согласен президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Союз уже направил обращение в ФАС.
Также частные АЗС недовольны ставкой эквайринга. «Наблюдается диспаритет комиссии за эквайринг для предприятий топливной розницы при существенном росте доли транзакций по банковским картам, до 70% в этом году», — говорит топ-менеджер Shell.
По его словам, сейчас для АЗС ставка по эквайрингу составляет около 1,5%, и сети тратят на нее до 20% от валового дохода с топливных продаж. Комиссию надо приравнять к ставкам ресторанов фастфуда — около 1%. В Восточной Европе комиссия за эквайринг вообще составляет лишь 0,3%, говорит Маслов.
На этом фоне в России впервые за год снизились цены на бензин. По данным Росстата, за последнюю неделю средняя стоимость топлива снизилась на 15 копеек, почти до 49 рублей за литр. 92-й бензин подешевел на 17 копеек, 95-й — на 16. Цены на топливо снижаются в 68 городах, в том числе Москве и Петербурге. О том, почему цены на бензин наконец пошли вниз, рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.
Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности «Заканчивается автомобильный сезон в России, то есть потребление нефтепродуктов возрастает летом и снижается зимой. Но в этом году разница была еще ярче, потому что многие люди не полетели на самолете, то есть в отпускной сезон ехали на автомобиле. И второй фактор — это то, что Минэнерго все-таки выиграло борьбу с нефтяными компаниями и они стали продавать больше топлива на бирже. Возможно, сработал как раз фактор угроз со стороны правительства перекрыть возможность экспорта нефтепродуктов на три месяца. Видимо, компании нашли какие-то компромиссы с правительством и все-таки увеличили объемы поставок. И это привело к тому, что независимые поставщики топлива на розничный рынок смогли снизить цены. Но не факт, что по итогам сентября мы увидим снижение в целом по месяцу. Возможно, мы увидели снижение в первую неделю сентября, а дальше все равно инфляция сделает свое дело. Важно, чтобы повышение в сумме по году не превысило уровень инфляции».
Сейчас у Shell цена на 95-й бензин на отдельных заправках составляет 54,6 рубля за литр. У государственной «Роснефти» он стоит дешевле — 50,8 рубля за литр. А у независимой ЕКА всего 51,5 рубля за литр. То есть даже у независимых АЗС цены сильно различаются. При этом у каждой сети свои бонусные программы на заправку и внутренние товары, которые закладываются в стоимость топлива.
Раз АЗС терпят убытки, не лучше ли начать с внутренней оптимизации? Мнение управляющего партнера «Петролеум трейдинг» Максима Дьяченко:
Максим Дьяченко управляющий партнер «Петролеум трейдинг» «У независимых АЗС сложная ситуация, они не лукавят. Разные хозяйствующие субъекты по-разному решают эту проблему. Кто-то, как Shell, поднимает розничные цены, но это в итоге приводит к тому, что продажи снижаются. Конечно, сейчас АЗС трансформировались, у многих активно развивается продажа сопутствующих товаров, то есть на АЗС есть мини-маркет или просто супермаркет, который торгует различными товарами, а топливо — это гарантия того, что клиенты заедут на АЗС и эти товары приобретут. Если говорить о бонусных программах, которые надо сворачивать, все-таки и бонусные программы, и системы ценообразования — это вопросы больше стратегических отношений между компанией и клиентом, они формируются за много лет. Изменить в одностороннем порядке условия сотрудничества — это потерять клиентов, а клиенты завоевываются годами. Любая остановка, любые изменения — это существенный риск. Поэтому именно независимые АЗС продолжают работать, реализуя топливо себе в убыток, так как известно, что остановка реализации приводит к еще более плачевным последствиям. Реализация падает критически, настолько, что восстановить ее зачастую просто невозможно».
По данным исследовательской группы «Петромаркет», общая убыточность торговли 92-м бензином наблюдается с начала этого года. С марта маржинальность у 95-го бензина и летнего дизтоплива оказалась нулевой, а уже в середине лета чистая маржа розничной продажи 92-го бензина оказалась на уровне в минус 1,3 рубля за литр.