Спектакль «Костик» по Чехову — новый театральный хит от режиссера Дмитрия Крымова
Постановка — одна из версий «Чайки». Спектакль назвали по имени Треплева, одного из главных героев пьесы, потому что Костик противостоит всем другим героям и не перестает взывать к их совести
Читать на полной версииВостребованный в последнее время режиссер Дмитрий Крымов представил свою версию чеховской «Чайки» в Театре имени Пушкина. Спектакль называется «Костик» — уменьшительно-ласкательное от Константин Гаврилович Треплев.
Тверской бульвар занесен пожухлой листвой, идет дождь. Сворачиваешь в театр, в зале похожая атмосфера: сцена усыпана желтыми листьями, в углу лестница, которая ведет в большой стеклянный павильон. В нем под оранжевым торшером группа оживленно общающихся, будто бы спорящих людей. Это дача — современная версия усадьбы Сорина, в которой происходят действия чеховской «Чайки». От пьесы тут остались разве что фамилии главных героев и сюжетная канва. Как всегда у Крымова, это всего лишь версия по отдаленным чеховским мотивам, говорит художественный руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев:
Евгений Писарев художественный руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев «Дмитрий Крымов, на мой взгляд, сегодня первый из больших режиссеров. Когда он сказал про «Чайку», не могу сказать, что я обрадовался, потому что в московских театрах есть перебор Чехова, но, с другой стороны, это Крымов. Спектакль, где не произносится ни одного слова из пьесы Чехова «Чайка», в результате очень чеховский, но больше Чехов 2021 года. Конечно, это и о сегодняшних проблемах отцов и детей, о проблемах между людьми вчерашнего и сегодняшнего искусства».
Одна из первых сцен — ура-патриотический монолог про насаждение россиянам чуждых ценностей, про то, что государство не должно финансировать такое искусство. Напоминает выступления некоторых чиновников по телевизору.
В крымовской «Чайке» Тригорин — поэт-песенник, который пишет ресторанную лирику и давно оставил идею сочинить стихи про «кремлевского горца» или что-то в духе мандельштамовского «Мы живем, под собою не чуя страны». Аркадина в исполнении Виктории Исаковой — эпатажная певица с сумкой Louis Vuitton, в красном платочке и алых трусах. Она буквально принюхивается, чтобы найти талант у чудаковатой Нины Заречной с розовыми волосами, которая сначала говорит с сильным украинским акцентом.
Всем этим людям противостоит Костик с зеленой шевелюрой и поначалу инвалид без рук. «Константин Гаврилович» для такого персонажа звучало бы слишком претенциозно. Он постоянно взывает к совести и благоразумию матери, которая перебивает его и поет шансон. Костик не сдается. И эта борьба в знак поддержки многих театральных коллег.
В июне на одном из предпремьерных показов Дмитрий Крымов выступил в защиту теперь уже бывшего директора театрального музея имени Бахрушина Дмитрия Родионова. В те дни Минкульт внезапно уволил его без объяснения причин. Этот спектакль во многом можно считать гражданским высказыванием, считает актер Александр Дмитриев, играющий роль Костика:
Александр Дмитриев актер «Если открыть новостную ленту, каждый день можем встретить эти самые случаи. Вся моя любовь, все мое внимание — в поддержке творческого человека. Мне всегда хочется прокричать: «Руки прочь от творческих людей». Потому что эта степень ранимости, то, что называется «оголенная кожа», есть у всех творческих людей, она порой делает их жизнь невыносимой. Мне всегда хочется их обнять, поддержать, сделать все, чтобы мы были сконцентрированы на творчестве. Дмитрий Крымов после вчерашнего показа сформулировал эту вещь про то, что зачем мы вообще всем этим занимаемся. Он, конечно, имел в виду «Костика» и тот случай в июне, когда он сказал на поклонах, что «я не Костик, но мне бы очень хотелось иногда быть им».
Сентябрьские премьерные показы прошли с аншлагами. На октябрь еще есть билеты по типично крымовским ценам — до 15 тысяч рублей. Но остались и за 4 тысячи рублей в бельэтаже.