Мессенджер WhatsApp использует модераторов для проверки сообщений, на которые поступили жалобы. Для этого компания отказывается от сквозного шифрования, позволяя постороннему читать часть переписки, следует из расследования американской НКО ProPublica.

WhatsApp — самый популярный мессенджер в мире. В начале общения с любым новым собеседником в нем появляется такое уведомление: «Сообщения и звонки защищены сквозным шифрованием. Третьи лица, включая WhatsApp, не могут прочитать или прослушать их». Но если верить ProPublica, это далеко от правды.

По данным организации, более тысячи контрактных работников WhatsApp в специальных офисах в Техасе, Дублине и Сингапуре денно и нощно вычитывают переписку пользователей.

Даже притом, что зашифрованные сообщения должны быть доступны только участникам беседы, часть из них — те, на которые кто-то из пользователей пожаловался WhatsApp, плюс пять предыдущих реплик переписки — попадают в центры модерации. По мнению ProPublica, это «подрыв защиты приватности» для 2 млрд пользователей мессенджера. Комментирует независимый эксперт по информационной безопасности Яков Гродзенский:

Яков Гродзенский независимый эксперт по информационной безопасности «В политике безопасности в WhatsApp есть такой раздел законодательства — «Наши права и защита», в котором сказано, что компания может собирать и передавать информацию, если есть основания полагать, что это необходимо для выполнения судебных актов, выявления, расследования и предотвращения мошеннической деятельности, другой незаконной деятельности, устранения нарушений безопасности и так далее. В принципе формулировка настолько объемная и широкая, что, я считаю, они себя защитили. То есть компания говорит о том, что если есть подозрения (а жалоба пользователя в принципе может быть рассмотрена как подозрение на некоего человека, который занимается незаконной деятельностью), они должны предпринимать определенные действия для того, чтобы эту деятельность пресечь. А как ее можно пресечь, если не посмотреть на сообщения и не убедиться в том, что-то, что написано, действительно может относиться к какой-то незаконной деятельности, или хулиганству, или чему-то еще».

Выход расследования уже прокомментировали в WhatsApp. «Дочка» Facebook подтвердила, что жалобы пользователей рассматриваются работниками компании, а казус с доступом третьих лиц к вроде бы зашифрованной переписке не является чем-то из ряда вон выходящим — расшифровку и пересылку сообщений в центры модерации осуществляет смартфон отправителя жалобы, так что никакого взлома сквозного шифрования не происходит.

Станет ли скандал серьезным ударом по репутации и объему аудитории мессенджера? Или же те, кто больше всех печется о своей приватности, и так давно отказался от WhatsApp, а другие не обратят внимания? Комментирует издатель и главный редактор портала TechFusion.ru Олег Капранов:

Олег Капранов издатель и главный редактор портала TechFusion.ru «Есть лидеры мнений и люди, которые отрабатывают в паблике тему приватности, которые, безусловно, постараются громко хлопнуть дверью. Для основной массы пользователей все-таки важно, где они переписываются со своими друзьями, коллегами, родственниками. И уйти гордо самому в какой-то другой мессенджер, притом что все остальные останутся в WhatsApp, — это задача практически нереализуемая. С точки зрения имиджа, безусловно, это неприятная ситуация для компании. Я думаю, что они должны будут сделать определенные действия: с одной стороны, показать, что они на стороне добра и на стороне света, с другой стороны, чтобы покарать неких условных виновных в чем-то таком. Поэтому я думаю, что здесь будут действия такого плана. Но в целом я думаю, что это будут скорее ритуальные пляски, нежели какие-то конкретные шаги».

В день выхода расследования акции Facebook в моменте теряли порядка 1,5% своей стоимости, притом что с начала года бумаги компании выросли на 40%.