Налог на добро: Минфину предложили отменить НДС на бесплатную еду для бедных
Сейчас супермаркетам выгоднее уничтожать продукты с истекающим сроком годности, чем передавать их благотворительным НКО. Через пять лет мера позволит сохранить миллион тонн еды. Ведомство пообещало рассмотреть инициативу
Читать на полной версииМинистерству финансов предложили освободить торговые сети от уплаты НДС, если они передают продукты с истекающим сроком действия на благотворительность. Инициатива поступила от АНО «Фудшеринг», пишут «Известия».
По оценкам некоммерческой организации, в случае отмены этого налога, уже через пять лет российские супермаркеты смогут спасать миллион тонн еды в год, то есть годовой рацион почти 2 млн человек. Для понимания масштабов, если погрузить этот впечатляющий объем пищи в стандартные фуры и выстроить их бампер к бамперу, караван растянется на 750 километров — от Москвы до Санкт-Петербурга. Сейчас же эти продукты отживают свой срок годности на полках супермаркетов и вывозятся на полигон.
Ретейлеры вынуждены платить НДС до 20% от стоимости продукции за товары, которые вместо продажи направляются на благотворительность, а стоимость утилизации органических отходов значительно ниже. Опрошенные Business FM торговые сети инициативу поддерживают. Мнение PR-директора «Азбуки вкуса» Юлии Лебедь:
Юлия Лебедь PR-директор «Азбуки вкуса» «В основном ретейлеры, и мы, «Азбука вкуса», в том числе, решаем проблему товара с истекающим сроком годности за счет скидок на полке, стараемся максимально распродать товар, пока он еще укладывается в сроки реализации. Точечно мы передаем такую продукцию нуждающимся семьям через волонтерские организации. Но чтобы это сделать масштабным и массовым, действительно, нужна инициатива по отмене НДС».
Фудшеринг может быть эффективным инструментом в борьбе с бедностью и голодом, подчеркивает представитель X5 Group Полина Гриценко:
Полина Гриценко представитель X5 Group «На данный момент ретейлеры не занимаются массово такой деятельностью из-за налоговых ограничений. Недавно был отменен налог на прибыль, однако НДС, который достигает 20%, все еще действует, что создает ситуацию, когда отдать продукцию на утилизацию дешевле, чем передать на благотворительность. Мы как X5 видим потенциал сотрудничества и с благотворительными организациями, поэтому поддерживаем отмену НДС на передачу таких продуктов фондам».
Минфин подтвердил получение обращения от АНО «Фудшеринг», но своей позиции пока не представил — письмо будет «рассмотрено». Как напомнил «Известиям» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев, в прошлом году Владимир Путин поручил обнулить налог на прибыль и НДС для благотворительных операций, однако изменений в части НДС так и не произошло.
Насколько целесообразно для государства будет прислушаться к призыву благотворителей? Комментирует гендиректор ТИАР-Центра и руководитель кластера «РАЭК / Sharing Economy» Антон Губницын:
Антон Губницын гендиректор ТИАР-Центра и руководитель кластера «РАЭК / Sharing Economy» «На ретейл сейчас правительство очень активно давит в плане торможения роста цен — регулирование цен, разговоры про борщевой набор, цены на который нужно сдерживать. Но сарказм ситуации заключается в том, что ведь эти цены держатся для того, чтобы малообеспеченные граждане могли себе позволить купить еду, чтобы она стала доступной. Вместе с тем уже сейчас у производителей, у розницы, есть миллионное количества еды, которую они могли бы отдавать бесплатно тем самым нуждающимся. То есть можно было бы не регулировать цены, а тем, кто действительно не может себе позволить купить, получать тот самый борщевой набор и гораздо шире, чем борщевой набор, хлеб, крупы и так далее, бесплатно. Просто нужно настроить систему регулирования, сделать так, чтобы отдавать еду было не убыточно и почетно, и в перспективе, может быть, несло бы какие-то экономические преимущества и стимулы».
По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, ежегодно как минимум 14% производимой в мире пищи портится или выбрасывается еще до попадания в супермаркет, а с полок на полигон отправляется порядка 17% пищевых товаров. Наиболее эффективно продовольственная система функционирует в Южной и Юго-Восточной Азии — там утилизируется порядка 125 килограммов пищи на человека в год; а наименее эффективно — в Северной Америке и Европе, почти по 300 килограммов в год на каждого потребителя.