Грозит ли России дефицит холодильников и кондиционеров?
Бизнес заявил о проблеме с поставкой хладагентов. Россия, обязавшись сократить использование некоторых их видов, контролирует импорт хладагентов и техники. При этом в стране их не делают
Читать на полной версииРанее в правительство обратилась Ассоциация торговых компаний и производителей бытовой и компьютерной техники РАТЭК. Бизнес заявил о проблеме, связанной с поставкой иностранных хладагентов. Она связана с мировой борьбой с парниковыми выбросами.
Есть Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Россия в 2020 году ратифицировала поправку к этому документу и обязалась сократить использование некоторых видов хладагентов, которые усиливают парниковый эффект. То есть веществ, благодаря которым холодильники охлаждают продукты, а кондиционеры — воздух. Соответственно, страна теперь контролирует импорт хладагентов и техники, в которой они используются. Но при этом власти не ввели квоты законодательно. Зато бизнес неожиданно для себя стал получать отказы на ввоз хладагентов от Росприроднадзора, подчиненного Минприроды. Причем по уже заключенным контрактам, говорит директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов:
Антон Гуськов директор по связям с общественностью РАТЭК «Министерство природных ресурсов по ходу действия изменило правила, которые были установлены. Поэтому это коснулось уже действующих контактов, бизнесом были восприняты установленные правила и заключены контракты. Потом, когда они были заключены, эти правила вдруг почему-то фактически поменялись. Соответственно, сегодня большое количество материалов, то есть самих хладагентов, и устройств, в которых они содержатся, не может попасть в Российскую Федерацию».
Проблема, как говорит бизнес, может затронуть до половины крупной бытовой техники, в том числе холодильников и кондиционеров. Дефицита техники пока нет, у российских производителей есть запасы, но они рано или поздно закончатся. При этом хладагенты в России не делают, импортируют в основном из Китая. Их уже стало не хватать, а стоимость с начала года подскочила в три-четыре раза. Значит, могут вырасти и цены в магазинах техники. Комментирует заместитель гендиректора климатической компании «Аквилон» Леонид Кучин:
— Сейчас странно то, что будет на следующий сезон твориться именно по кондиционерам. Будет точно повышение стоимости. На сколько? Как это будет на следующий сезон, пока непонятно.
— Вы пользуетесь хладагентами, которые попадают под запрет?
— Да. Во всех холодильных машинах. Может быть, в некоторых бытовых не они, а какие-то новые.
— Российских аналогов этим хладагентам нет? Только если импортировать?
— Нет, насколько я знаю, Россия не производит фреоны.
Но дело не только в том, что могут подорожать бытовые холодильники и кондиционеры. Все те же хладагенты используются и в промышленном оборудовании, например, том, что установлено на складах продовольствия. Значит, дефицит, вполне вероятно, может сказаться и на ценах на продукты. То есть потребители еще и с этой стороны заплатят за мировую борьбу за сокращение выбросов СО2. Зато заработают производители фреонов. Мнение технического директора климатической компании МВ-ГРУПП Ивана Пашова:
Иван Пашов технический директор климатической компании МВ-ГРУПП «Экологи заявляют, что это связано с разрушением озонового слоя. Но они уже делали этот запрет: запретили R22 фреон, перевели на R410, сейчас запрещают ввоз R410 фреона, переходим на R32. Постоянно увеличивалась стоимость хладагента, в течение 15 лет цена только росла, и оборудование на новом хладагенте получается более сложное и дорогое. Корпорации, конкурирующие между собой, закрывают производство одного хладагента, заменяя его другим».
Наконец, все это накладывается на то, что одним делом занимаются сразу несколько ведомств. Разрешение на ввоз техники, которая в теории может повредить природе, дает или не дает Росприроднадзор. На основании его документов лицензию на импорт выдает Минпромторг. А за ценами следит Минэкономики. Поэтому производители и торговцы техники обратились в Минэк, чтобы тот повлиял на Минприроды. Минэк переадресовал обращение в Минпромторг. Последний сослался на Минприроды. А там заявили, что получили письмо от бизнеса и прорабатывают вопрос.