Переворот в Гвинее: что это значит для российского бизнеса?
Новые власти обещают исполнить все контракты по добыче полезных ископаемых. По какому пути пойдет эта страна, обладающая третью мировых запасов бокситов — сырья для производства алюминия?
Читать на полной версииПришедший к власти бывший французский легионер, служивший в Афганистане, а затем глава гвинейского спецназа и лицо, приближенное к свергнутому президенту, полковник Мамади Думбуя заверяет, что он будет соблюдать все контракты по добыче полезных ископаемых и скоро проведет полноценные выборы. Насколько такой сценарий возможен?
Гвинею, или как ее чаще принято называть Гвинею-Конакри, иногда называют «африканской водокачкой» из-за сезона дождей, который длится там месяцами, когда все дороги превращаются в месиво. Но именно грязь, а точнее содержащие глинозем бокситы, и является основным богатством страны. Она — ее второй в мире производитель.
За это ценное сырье давно состязаются российский «Русал», у которого на гвинейские бокситы приходится почти половина производства, а также китайская China Hongqiao Group и англо-австралийская Rio Tinto.
Неизвестно, стоит ли кто-то за полковником Мамади Думбуя. Широко распространено убеждение, что настоящей целью спецназа, который был создан президентом Альфа Конде и который он возглавлял, была борьба не с терроризмом, а с возможными уличными выступлениями противников режима. Вот что Мамади Думбуя заявил корреспонденту телеканала France 24:
Чисто исторически связи между Гвинеей и Россией хорошие: эта страна одной из первых в Африке обрела независимость во времена деколонизации, а СССР ее поддерживал. Тогда страну возглавлял Ахмед Секу Туре, который руководил ею вплоть до смерти в 1984 году. Затем президентом стал Лансана Конте, который также правил долго: вплоть до конца 2008 года. Но после его смерти наступил период турбулентности, который продлился около двух лет. В это время находившиеся у власти военные путчисты Мусса Дадис Камара, а затем Секуба Конате заключили ряд долгосрочных соглашений в пользу китайцев. Альфа Конде, ставший президентом после них, соглашения эти в целом подтвердил, и хотя грозил национализацией, в общем демонстрировал больше лояльности к русским.
В 2019 году из-за приближавшихся президентских и парламентских выборов, активность стала проявлять оппозиция и ее лидер Селлу Дальен Далло (имеющий хорошую репутацию на уровне международных финансовых органов, таких как МВФ или Всемирный банк). Они протестовали против планов Альфы Конде вопреки конституции идти на третий срок. Протесты вылились в столкновения. Были жертвы. Каков будет сценарий теперь, пока непонятно, говорит доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ Наталия Пискунова.
Наталия Пискунова доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ «Есть шанс, что они проведут первый электоральный цикл. И дальше как раз будет самое важное: надо будет посмотреть, а будут ли они действительно идти по демократическому пути, то есть регулярно проводить выборы, либо же они пойдут по традиционному африканскому сценарию, когда первый раз пришедшая к власти некая группа побеждает и после этого выборы проводиться будут, но побеждать будет все время одна и та же группировка. Мы сейчас ждем заявлений нового правительства либо о пересмотре действующих соглашений с Россией и Китаем по бокситной промышленности, либо же по подтверждению».
Оппозиция верит, что выборы будут. Однако в окружении находящегося сейчас в Гвинее Селлу Дальена Диалло Business FM заявили, что они пока что предпочитают воздерживаться от заявлений. Стоит заметить, что когда в 2010 году к власти пришел социалист Альфа Конде, который весной прошлого года попытался остаться у власти навечно, почти все верили, что Гвинея-Конакри наконец встала на нормальный демократический путь развития.
Цена алюминия на Лондонской бирже достигла максимальных значений за десятилетие. Цены на акции «Русала» на Московской бирже с пятницы почти не изменились.