Спасение экономики или рай для преступников: Сальвадор сделал биткоин национальной валютой
Самое маленькое государство Центральной Америки становится первой страной, где криптовалюту приравняли к традиционным деньгам. Об этом эксперименте и его подводных камнях — обозреватель Business FM
Читать на полной версииСальвадор узаконил использование биткоина в числе официальных способов платежей в стране и создал криптокошелек под названием Chivo. «Мы должны разрушить парадигмы прошлого», «процесс привыкания» займет время, но «таков любой шаг в будущее» — так прокомментировал признание биткоина второй национальной валютой Сальвадора президент страны Найиб Букеле.
Глава государства, 40-летний правый популист-миллениал, представил план реформы в июне, после нескольких лет пилотных проектов в отдельных населенных пунктах. Теперь все «экономические агенты» Сальвадора должны принимать биткоин в качестве платежного средства наравне с долларом США, который стал национальной валютой Сальвадора в 2001 году.
Некоторые жители Сальвадора радуются возможностям, которые предоставляет доступ к криптовалютам, другие подозревают, что то, что говорит Найиб — это какой-то обман. Мнения собрали журналисты Al Jazeera:
Уличный торговец Давид решение приветствует:
«У меня низкий доход, я мало зарабатываю. И те крохи, которые получаю, я трачу на еду. Биткоин помогает мне делать сбережения».
Тренер по серфингу Марио Гийен сомневается в новой валюте:
Марио Гийен тренер по серфингу «Все сложно, потому что курс нестабилен. Сегодня мне заплатят за урок серфинга в биткоине, а завтра он упадет в цене и у меня будут убытки. Также и для баров, магазинов, для всех».
Экс-глава ЦБ Сальвадора Карлос Асеведо и вовсе считает признание биткоина тревожным событием:
Карлос Асеведо экс-глава ЦБ Сальвадора «Одно из преимуществ биткоина — это анонимность. Но для регуляторов это дополнительный риск. Тревожно, что Сальвадор станет раем для отмывания наркотических или коррупционных доходов».
В первые часы после вступления реформы в силу рынки практически не реагировали — глобальный курс биткоина поднялся всего на 1,5%. Зато к вечеру вторника динамика подтвердила опасения тех, кто боялся волатильности новой национальной валюты Сальвадора — буквально в течение часа биткоин рухнул почти на 15%, с 50 тысяч до 43 тысяч долларов за единицу, а затем столь же быстро восстановил часть потерь. О значении события для криптовалютного рынка рассуждает директор АО «Промышленные криптосистемы» Михаил Чеканов:
Михаил Чеканов директор АО «Промышленные криптосистемы» «Кейс, безусловно, интересный, на мой взгляд, во всяком случае для крипторынка это новость номер один за последнее время. Что касается будущего, то тут, конечно, большой вопрос. Сальвадор уже столкнулся с давлением со стороны международных организаций, которые не заинтересованы в создании, скажем, такого широкого шлюза для желающих попасть в реальный мир из криптомира, потому что все-таки проблема, скажем так, отмывки капиталов через криптовалюты существует, она известна. Сальвадор уже испытывает давление, и это давление будет нарастать».
Международный валютный фонд, где Сальвадор в прошлом году получил экстренный заем и с которым власти страны уже ведут переговоры о новых вливаниях, решение о признании биткоина национальной валютой раскритиковал. «Как узнать, сколько должно поступать налогов, когда курс скачет вверх и вниз? Как планировать расходы?» — цитирует CNN управляющего директора МВФ Кристалину Георгиеву.
В июле, на фоне объявления о скорой реформе, Moodyʼs ухудшило и без того «мусорную» оценку кредитного рейтинга страны с B3 до Caa1. По мнению агентства, «снижение качества политических решений» властей создает для Сальвадора дополнительные риски финансовых шоков и может привести к дальнейшему падению национального рейтинга.
По данным последних опросов, более 60% жителей Сальвадора выступают против реформы и намерены продолжить пользоваться только долларами США. Тем не менее, по оценкам Gallup, рейтинг Найиба Буркеле все еще остается крайне высоким — президента поддерживают более 80% населения страны, что делает его одним из самых популярных глав государств в мире.