Продавцы и производители холодильников и кондиционеров предупредили о грядущем дефиците
Все дело в запрете на ввоз ряда хладагентов и бытовых приборов с их использованием. В основном это фреоны, которые в ближайшее время нужно полностью заменить на более новые и безопасные хладагенты
Читать на полной версииАссоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), в которую входят Ariston, Miele, Gorenje и другие предприятия, направила письмо в Минэкономразвития России. В нем фирмы жалуются на то, что части импортеров с июля запретили ввозить хладагенты и заправленные ими устройства. Речь идет в основном о фреоне, который используется для крупной бытовой техники при производстве и сервисном обслуживании.
Согласно письму, Роспотребнадзор фактически ввел и распределил квоту на ввоз такого оборудования, которая никак не закреплена законодательно, а импортеры, которые не успели оформить разрешение, к 2022 году не смогут ввозить свою технику. В свою очередь, профильные ведомства уверяют, что риска дефицита нет.
Комментирует директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов.
Антон Гуськов директор по связям с общественностью РАТЭК «Если кратко, то проблема заключается в том, что Министерство природных ресурсов по ходу действия изменило правила, причем, на наш взгляд, изменило их неправомерно, то есть стало эксплуатировать те хладагенты, о которых само министерство писало, что квот на 2021 год не будет. Это коснулось уже действующих контактов, то есть установленные правила были восприняты бизнесом, и, соответственно, заключены контракты, и потом, когда они были заключены, эти правила вдруг почему-то поменялись. Соответственно, сегодня большое количество материалов, как самих хладагентов, так и устройств, в которых они содержатся, не может попасть в Российскую Федерацию. Собственно, поэтому мы обратились в Министерство экономического развития и в Министерство природных ресурсов, чтобы коллеги были последовательнее и действовали в соответствии с теми правилами, которые они сами установили. Исходя из документов Министерства природы, квотирования на 2021 год не должно было быть, а потом получается, что квота появилась. Вот эта несинхронность привела к такой ситуации, то есть несоответствие одного документа другому. На самом деле, такие решения может принимать только правительство Российской Федерации, а вообще это вопрос, скорее, даже Евразийской экономической комиссии, потому что эти правила устанавливаются на весь Евразийский союз».
Впрочем, не все компании, которые входят в ассоциацию, столкнулись с проблемами: некоторые используют хладагенты, которые не подпадают под новые правила ввоза. Например, это фирма Electrolux, говорит директор по взаимодействию с органами государственной власти в Восточной Европе Сергей Гусев.
Сергей Гусев директор по взаимодействию с органами государственной власти в Восточной Европе «Компания Electrolux в своей продукции, холодильно-морозильных приборах, уже очень долгое время не использует озоноразрушающие вещества в качестве хладагента, равно как и вещества, которые с лета этого года подлежат дополнительному контролю в виде квотирования и лицензирования при ввозе в Российскую Федерацию. Поэтому эта ситуация на поставки холодильно-морозильных приборов на рынок Российской Федерации компании Electrolux не оказывает. Мы не предполагаем каких-либо изменений в поставках в связи с этой ситуацией. Мы ввозим хладагенты исключительно внутри бытовых приборов, это традиционная стандартная ситуация, когда холодильно-морозильные приборы поставляются в Российскую Федерацию полностью готовыми к использованию и заправленные в том числе хладагентами, необходимыми для их работы».
Минэкономразвития получило обращение РАТЭК и перенаправило в Минпромторг. Там пояснили, что министерство выдает лицензии импортерам на основании разрешения, которое, в свою очередь, выписывает Росприроднадзор, и все вопросы формирования и контроля исполнения квот находятся в компетенции этого ведомства и Минприроды. В Минпромторге также заверили, что сейчас нет риска дефицита для производств, которые используют хладагенты.
С начала года цены на хладагенты выросли в три-четыре раза, рассказал Business FM исполнительный директор Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК) Дмитрий Кузин.
Дмитрий Кузин исполнительный директор Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК) «Хладагенты производятся не у нас, а в основном за рубежом, в Китае и так далее. Эта печальная тенденция [к подорожанию] появилась в силу подписания Россией Монреальского протокола и всех поправок к нему. Суть в том, что мы отказываемся от дешевых хладагентов, которые работают много лет и устраивают всех, но якобы влияют на наш климат, в пользу дорогих хладагентов, которые стоят на порядки дороже и производятся компаниями DuPont, Honeywell и прочими западными корпорациями. Хотя это весьма условно, потому что гораздо больше на атмосферу влияют те же вулканы. После введения этих новых правил ввоза и вывоза хладагентов и заправленного ими оборудования на территорию ЕврАзЭС, в частности России, у нас возник, во-первых, жуткий дефицит и оборудования, и фреонов, потому что оформление лицензии занимает достаточно много времени. У компаний, которые занимаются фреоновыми кондиционерами, срываются все планы, просто вся логистика, и в итоге оборудование простаивает на складе, выкупленное уже у производителя, за это платятся деньги. Потом, как известно, у нас сейчас достаточно сильно подорожали морские перевозки. В конце концов, естественно, за все расплачиваются, конечные потребители. Ну и плюс наши таможенники, например, которые трактуют положение, как кому вздумается, то есть приходит контейнер с оборудованием, заправленным 410-м фреоном, которое, в общем-то, вполне должно попадать на рынок без запретов и без получения разрешений. В одну смену оно проходит без затей, во вторую смену с людей требуют эти разрешения».
АПИК также направила в Минприроды и в Роспотребнадзор обращения по поводу сложившейся ситуации, копии которых есть у Business FM.