Один из первых российских киберспортсменов, ныне глава Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит считает, что насилие в играх снижает уровень агрессии среди молодежи. Об этом он заявил в интервью RT в ходе Восточного экономического форума.

Смит приводит в пример США, где, по его информации, на фоне роста популярности видеоигр у подростков сократилось количество преступлений. Более того, гейминг помогает выплескивать молодежи эмоции, отмечает Смит.В то же время российские законодатели и общественники обвиняют видеоигры в том, что они делают детей жестокими и подталкивают их к криминалу. Кому верить?

Те, кто связаны с индустрией, не боятся, что игры вызовут у подростков агрессию, а далекие от нее люди не понимают их ценность и относительную безобидность. Комментирует эксперт игровой индустрии Геворг Акопян:

Геворг Акопян эксперт игровой индустрии «Некоторые понимают, как работают игры и что они на самом деле не вредны, и даже наоборот. Другие, к сожалению, более консервативны. В последние годы (так как у нас сильно увеличился сектор мобильных игр, а пандемия этот сектор только увеличила и вообще ускорила популяризацию игр) вырос, например, такой большой нишевый жанр мобильных игр, который называется Hyper Casual. То есть игра, в которую можно играть одной рукой — нарезать бананы, кататься на велосипеде с горы. Соответственно, наоборот, появилось гораздо больше игр, где нет насилия. А игры с насилием, то есть шутеры — игры, где нужно так или иначе устранять соперника, — они, безусловно, одни из самых популярных до сих пор. Потому что это самая очевидная людям форма соревнования: ты должен победить оппонента».

С другой стороны, везде должна быть норма — если надолго увлечься игрой, помимо ощущения тошноты и головных болей, могут возникнуть сложности с переключением между выдуманным миром и реальным, говорит психотерапевт Ольга Добрынина. Подросткам из-за своей впечатлительности переключаться сложнее, чем взрослым, отмечает она.

Ольга Добрынина психотерапевт «Иногда может случиться такое, что человек не то чтобы теряет связь с реальностью, но понятия «игры» у него могут уложиться и встроиться как правила, которыми он может руководствоваться в жизни. Что человек встанет, и его жизни обновятся, как в игре, и все будет нормально. Ценность жизни иногда может быть немного девальвирована. Очень много стрессовых состояний выходят через физическое действие. Но человек, когда играет в компьютерные игры, часто сидит и имеет малую подвижность. Здесь тоже большой вопрос».

Тем не менее исследователи до сих пор так и не пришли к однозначному выводу. Одни свидетельствуют о высоком риске поведенческих расстройств среди молодых любителей шутеров, другие — что видеоигры с насильственными схватками вызывают минимум активной агрессии и повышают стрессоустойчивость юных игроков. Кроме того, важно как и с кем люди играют — одно дело атаковать виртуального соперника в одиночку, другое — в компании близких друзей. В таком случае волнений будет меньше.

Однако одним насилием игры не ограничиваются. Институт развития интернета два года назад предложил Минпросвещению ввести уроки киберспорта в школах. В частности, добавить в учебный план Dota 2, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Все они из разных жанров: стратегия, футбольный и танковый симулятор, песочница и платформа для соревнований по написанию кода.

Впрочем в ведомстве от предложения отказались — новый предмет, по мнению просветителей, привел бы к переутомлению школьников.