Сборы российских кинотеатров не восстановились после карантинного года
Сезон блокбастеров, который длился с мая по август, в 2021-м принес на 39% меньше дохода, чем два года назад. Исправят ли ситуацию осенние премьеры?
Читать на полной версииОбновлено в 20:17
Кассовые сборы с 1 мая по 31 августа 2021 года в России и странах СНГ составили 11,937 млрд рублей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование издания «Бюллетень кинопрокатчика». По сравнению с аналогичным периодом 2019 года сборы упали на 39%. Без учета показателей 2020-го последний раз сборы так падали в 2011 году.
В весенне-летний период голливудские студии традиционно выпускают в прокат высокобюджетные премьеры. В этом году самыми популярными среди российских зрителей стали картины «Форсаж 9», «Круэлла» и «Отряд самоубийц: миссия навылет». Однако вырученных с продажи билетов средств все равно не хватило, чтобы достигнуть уровня 2019 года.
Главная причина — рост заболевших COVID-19 и ограничительные меры. Сыграло свою роль и частичное открытие границ — россияне отправились в отпуска, и им было не до кино. Комментирует член Союза кинематографистов России Мария Безрук:
Мария Безрук член Союза кинематографистов России «Помимо ограничений по заполненности зала, требование к масочному режиму для некоторых посетителей является проблемой, людям трудно дышать. Не все хотят проводить два часа в маске. Плюс невозможно купить билет на месте. Например, для пенсионеров это большая проблема, многие пенсионеры не умеют бронировать и покупать билеты дистанционно. А во многих кинотеатрах до сих пор запрещена контактная система покупки билетов. Многие в принципе отучились ходить в кино. Люди уже настолько привыкли, что они никуда не ходят, что их очень сложно куда-то заманить. И они сидят дома, осваивают пространство интернет-платформ. Интернет-платформы представляют сейчас огромный выбор, большое количество эксклюзивного контента. Сериалы интересные хорошего уровня, которые радикально отличаются от обычных телесериалов, предлагаемых федеральными каналами, и порой эти сериалы гораздо интереснее, чем полнометражные фильмы, которые предлагает кинотеатр. Плюс многим фильмам, например, ставят высокий возрастной рейтинг. По новому закону о защите детей от нежелательной информации ребенок не может прийти на картину 18+ даже в сопровождении родителя, раньше это было возможно. Плюс за пандемию покупательная способность населения в некоторых случаях снизилась».
Но пока списывать со счетов традиционные кинотеатры рано. Поскольку самые громкие фильмы предоставляет «Голливуд», российским прокатчикам приходится подстраиваться под иностранных производителей и, к примеру, переносить дату премьеры, комментирует эксперт по стримингам Владимир Лапин.
Владимир Лапин эксперт по стримингам «Если взять какие-то громкие релизы начала 2021 года, они собирали и по 2 млрд, и по 1 млрд. Понятно, что цена немного на билет выросла, но по тому, что фильмы собирают достаточно значимую кассу, можно сказать, что если людей маркетингом затянуть в кинотеатры, если в кинотеатрах дать возможность рассесться так, чтобы все считали, что это безопасно, люди в кинотеатры готовы прийти. Но на таких релизах, которые в допандемийное время собрали бы достаточно много денег, [стали экономить]. Например, G. I. Joe — третья часть франшизы «Бросок кобры» — в допандемийное время, я думаю, собрал бы несколько сотен миллионов рублей в прокате, но студия явно не инвестировала в его маркетинг, и люди не увидели смысла идти на него. В итоге он собрал не на 39% меньше своего потенциала, а просто почти нисколько. Все равно кинопрокат очень сильно зависит от Запада, потому что большинство голливудских блокбастеров как раз выходят летом. Очень важно, чтобы люди держались за даты. Потому что если дата все время плавает, российский дистрибьютор не понимает, в какой момент нужно начинать рекламную кампанию, а без нее людей на релиз не загнать. Нельзя сказать однозначно, что онлайн-кинотеатры совсем убили [обычные кинотеатры]. На тренде, который мы увидим в ближайший год, я думаю, что будет понятно, куда все пойдет. Потому что если большие студии будут понимать, что мировой прокат стагнирует и нет света в конце тоннеля, они могут просто глобально внутри себя изменить структуру финансирования кино и, например, начать производить гораздо меньше суперблокбастеров, а делать более бюджетные кино, которое будет сразу с прицелом на стриминги».
Впрочем, осенью кинопрокатчики смогут сократить разрыв, считают эксперты. Сборов станет больше, а рынок может закончить год с падением 20-25% к 2019-му.
К тому же в сентябре состоится премьера главного, по мнению кинокритиков, блокбастера года — «Дюна» режиссера Дени Вильнева. Выйдет на экраны также четвертая часть «Матрицы» и новая серия саги о Джеймсе Бонде «Не время умирать».
Окончательно сравняться с уровнем двухгодичной давности, по оценкам игроков рынка, получится ориентировочно через три года.