Новые игроки на онлайн-фармрынке: несетевые аптеки могут продавать лекарства на сайте и агрегаторах
Как и крупные сетевые компании, они смогут разместить на продажу безрецептурные препараты на онлайн-площадках. Смогут ли несетевые аптеки вести успешную торговлю наряду с сетями? Заинтересуются ли ими маркетплейсы?
Читать на полной версииС 1 сентября несетевые аптеки могут продавать лекарства онлайн. В силу вступило постановление правительства, разрешающее им размещать свои товары на собственных сайтах, агрегаторах и маркетплейсах. Ранее продажа безрецептурных препаратов в интернете была доступна только для крупных сетей, у которых от десяти аптек и больше. Крупные сети торгуют лекарствами онлайн с мая 2020 года. По данным Ассоциации независимых аптек, дистанционная продажа лекарств только одному крупному игроку приносит в среднем около 300 млн рублей прибыли в год.
Впрочем, вряд ли маркетплейсы заинтересуются небольшими сетями и отдельными аптеками, полагают эксперты. О том, что в таком случае делать бизнесу, говорит директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.
— Маркетплейсу точно не будут интересны небольшие сети и единичные аптеки, потому что их слишком много. Маркетплейсу как крупной структуре проще договориться с пятью крупными сетями и обеспечить покрытие с минимумом трудозатрат. При этом аптека как торговая единица не обладает никаким уникальным ассортиментом. Более того, он, скорее всего, окажется меньше, чем сопоставимые по формату аптечные сети. Поэтому маркетплейс предпочтет работать с крупными представителями ретейла и с аптечными объединениями, которые уже на рынке работают.
— Что тогда делать с разрешением на онлайн-торговлю? Обслуживать своих постоянных покупателей со своего личного сайта?
— Либо попытаться обслуживать своих преданных потребителей, либо развивать онлайн-направление не самостоятельными силами, а подключаться к всевозможным альянсам, партнерствам, которых на фармрынке достаточно много. На базе двух крупных фармдистрибьюторов действуют, например, «Аптека.ру» и «Здравсити». Есть партнерства, не зависящие от дистрибьюторов, некие самостоятельные структуры, в частности АСНА и ряд других относительно небольших, в том числе региональных, структур, которые развивают онлайн-торговлю с помощью своих сервисов. Можно попытаться подключаться к ним. Кстати, сейчас они испытывают бум развития, к этим альянсам подключается огромное количество новых участников.
Еще один важный момент: онлайн-торговля лекарствами по-прежнему касается только безрецептурных препаратов. Получить по рецепту наркотический, психотропный и спиртосодержащий с объемной долей этилового спирта более 25% товар пока можно только в аптеке. Существенно изменить ситуацию на онлайн-рынке лекарств могло бы разрешение продавать такие препараты. Нужно разрешить это делать как крупным сетям, так и небольшим и отдельным точкам, говорит генеральный директор аналитического агентства DSM Group Сергей Шуляк:
Сергей Шуляк генеральный директор аналитического агентства DSM Group «Если раньше аптека не могла от своего лица доставлять лекарственный препарат, в отличие от больших сетей, теперь и маленькие аптечные сети это могут делать. Но они не займут в этом сегменте большую долю. Конечно, это им будет небольшое подспорье, но качественно бизнес их не изменит. По большому счету особо ничего не изменится, потому что доля продаж онлайн с доставкой курьером безрецептурных препаратов не столь велика. Рост таких продаж сдерживает то, что по-прежнему нельзя доставлять рецептурные препараты, а пациенту нужны и безрецептурные, и рецептурные препараты. Поэтому сейчас пациенты предпочитают сервисы предзаказа, то есть заказать в любой аптеке через интернет рецептурные и безрецептурные препараты, их туда доставят, и забрать там. Когда разрешат доставку рецептурных лекарств, тогда будет резкое изменение качества торговли в интернете, будет действительно большой скачок по доставке лекарственных препаратов».
По словам экспертов, аптеки, которым все же удастся заключить договор с маркетплейсом, смогут привлечь клиентов за счет эксклюзивного нелекарственного ассортимента, который производят сами, например косметики или средств гигиены. Кроме того, несетевые аптеки с собственным сайтом помогут решить вопрос с доступностью лекарств в удаленных и малонаселенных регионах.