В России резко выросло число поддельных сайтов популярных театров
Статистику приводит компания BI.ZONE. Если в начале лета она обнаружила 32 ссылки на подобные ресурсы, то к концу лета их количество увеличилось до 351. Почему проблема сайтов-«зеркал» не может решиться вот уже много лет?
Читать на полной версииС июня по август 2021 года число мошеннических доменов театров выросло с 32 до 351, подсчитали эксперты BI.ZONE («дочка» «Сбера»). Через подобные ресурсы злоумышленники крадут деньги у потенциальных зрителей, а сами театры несут репутационный ущерб. Как решить эту проблему?
Два года назад заработали правила продажи билетов, согласно которым билет — это не главный пропуск в театр, основной документ — кассовый чек. Плюс распространять билеты по закону могут только сами организации культуры или уполномоченные компании. Пока все это не спасает, говорит директор театра «Мастерская Петра Фоменко» Андрей Воробьев:
Андрей Воробьев директор театра «Мастерская Петра Фоменко» «Бороться с этим существующее законодательство Российской Федерации, к сожалению, не предоставляет нам возможности. Единственное, что мы можем сделать и делаем на протяжении длительного времени, — мы постоянно информируем наших зрителей, что есть сайты-мошенники и чтобы зайти на сайт театра «Мастерская Петра Фоменко», не надо пользоваться поисковыми системами «Яндекс», Google и всеми остальными, а надо набирать конкретно адрес театра, потому что через поисковую систему зрители чаще всего оказываются как раз на сайте, который просто копия нашего сайта. Единственное, он отличается тем, что там совершенно заоблачные, безумные цены. Мне кажется, нужна какая-то структура, которая должна, во-первых, это отслеживать, во-вторых, принимать решения по закрытию этих сайтов и блокировать их».
Мошеннические сайты бывают двух видов — порталы перекупщиков, продающие билеты с наценкой, и сайты с фальшивыми билетами. Театры информируют о «зеркалах» и Минкульт, и Депкульт Москвы, проблему эту поднимали на уровне Госдумы. Театр наций и Большой театр передавали материалы о мошенниках в СК. Прошлой зимой Басманный суд Москвы арестовал Алексея Куринова, обвиняемого в незаконной перепродаже билетов на миллиард рублей. Билеты он и его сообщники предлагали приобрести на трех сотнях сайтах — клонах театров. Вот что рассказывает директор Театра наций Мария Ревякина:
— Кто-то задержан, но на их месте как грибы растут новые. В Минкульте перед финалом сезона было большое совещание на эту тему, на нем был и «Яндекс». «Яндекс» мы сейчас оповещаем о том, что это не наши сайты, и они их рекламу убирают. То есть у нас хотя бы этот контакт сейчас налажен. Но что касается закрытия сайтов — вам нужно обратиться в Роскомнадзор и спросить, в каком состоянии эта проблема.
— Театр с экономической и с репутационной точки зрения из-за таких мошенников многое теряет, как вы оцениваете?
— В основном репутационная, потому что мы теряем, естественно, зрителей, так как зрители считают, что это делаем мы.
На запросы Business FM в Минкульте и Роскомнадзоре на момент публикации материала не ответили. Возможно, проблему решило бы создание верифицированных доменных зон, которые будут гарантировать попадание на нужный ресурс, рассуждает общественный интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев:
— Нужна проверка сайта, и кому он принадлежит, и некий «знак качества» или наподобие цифровой подписи, которые будут однозначно гарантировать человеку, что он находится на сайте данного учреждения, а не какого-то другого. Это все возможно сделать. В принципе здесь достаточно точно должен работать симбиоз государственных возможностей и непосредственно сами компании.
— А почему же они до сих пор не сработали?
— Наверное, еще руки не дошли, были более сложные, важные задачи, и так как сейчас возник всплеск такого рода технологических решений, наверное, настала пора начать решать эту проблему. Можно, конечно, ввести запретительные меры, билеты будут только именные или по предъявлению договоров. Но это тоже достаточно сложно для внедрения.
Мошенники изобретают все новые схемы. Как пишет РБК со ссылкой на экспертов, завязав контакт в соцсетях или приложениях для знакомств, аферисты приглашают жертву на свидание в кино или театр. Узнав интересы собеседника, предлагают ту или иную «наживку». Чтобы составить компанию, жертве нужно купить билет на соседнее место, мошенник при этом скидывает ссылку на фейковый ресурс. Жертва проводит оплату и теряет значительную сумму.