Государственный Эрмитаж объявил о начале продажи NFT-токенов из цифровой коллекции произведений, созданной музеем на основе петербургского собрания. Аукцион открылся на маркетплейсе Binance. Здесь выставлены копии картин Джорджоне, Леонардо да Винчи, Ван Гога, Моне и Кандинского.

NFT — это невзаимозаменяемый токен, цифровое подтверждение того, что тот или иной объект принадлежит определенному владельцу.

Все произведения музея этого формата созданы в двух копиях: одна из них представлена в блокчейн-экосистеме, другая будет храниться в базе самого Эрмитажа. Каждый экземпляр заверен директором музея Михаилом Пиотровским. Таким образом, в метаданных закреплена дата, точное время и место подписания.

Стартовая стоимость каждого NFT-шедевра составляет 10 тысяч стейблкоинов, которые можно обменять на доллары по курсу один к одному. Кто станет покупателем виртуальных версий картин? Комментирует директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов:

Антон Белов директор музея современного искусства «Гараж» «В NFT-искусстве есть определенный круг своих покупателей, в основном это люди не искусства, не коллекционеры. Это люди, разбогатевшие точно так же на криптовалюте или каких-то проектах, связанных с интернетом, играми и какими-то маркетплейсами. Для них это просто способ расширить эту технологическую культуру. И это основные покупатели сейчас всех NFT-токенов в сфере искусства. Думаю, это и будут основные, а тут еще бренд Эрмитажа сыграет свою роль, что повлечет еще какой-то поток интересантов и коллекционеров, которые из основного мира, которые тоже хотят сделать некоторый пиар-ход. Возможно, это еще и очень хорошая и пиар-акция по привлечению внимания к музею для всего мира. Если это сработает именно с финансовой точки зрения, то Эрмитаж задумается серьезно над следующим этапом. А там уже стратегически, если они поймут, что к этому можно относиться более серьезно, чем просто как к NFT-копии, более осмысленно — звать художников или кого-то, кто может из этого сделать что-то более сложное, то мы можем увидеть произведение искусства Фаберже, заканчивая полотнами с натюрмортами Снейдерса и какими-то древнегреческими или египетскими скульптурами, вазами, мумиями — что угодно».

В марте в Эрмитаже заявили, что уже в этом году проведут первую в России выставку NFT-Art. В сообщении на сайте музея тогда говорилось, что невзаимозаменяемые токены станут новой формой закрепления права на произведения искусства с помощью технологии блокчейн.

С проблемой правообладания музей столкнулся уже через три месяца. В августе он обвинил фронтмена группы Rammstein Тилля Линдеманна в том, что тот при выпуске своих токенов использовал цифровые изображения из учреждения культуры и его название. «Контрафактная» коллекция оказалась у Линдеманна после съемок клипа «Любимый город», проходивших в залах Эрмитажа.

Выход на NFT-рынок защитит бренд музея, считает сооснователь платформы для криптофондов Tokenbox Владимир Смеркис:

— NFT можно рассматривать как инвестицию, безусловно, потому что мы знаем, что в мире искусства картины во многом покупают для того, чтобы на них заработать или сохранить капитал. Поэтому здесь точно такая же история, только цифровая. Весь мир давно перешел на цифровые объекты, и сейчас у людей очень мало осталось чего-то физического. Все наши аккаунты в социальных сетях, «ютьюбах», Apple Music и так далее — это все наши виртуальные активы. И то же самое касается искусства, просто сейчас оно перешло в цифровой формат. Безусловно, я до сих пор не считаю NFT валютой, это цифровой объект, который может как увеличиваться в цене, так и падать. Поэтому как инвестицию такого рода активы можно рассматривать вполне.

— Была история с лидером группы Rammstein. Эрмитаж обвинял его, что тот неправомерно продает изображения в виде NFT, которые попали в его клип, снимавшийся в Эрмитаже. Можно ли сказать, что подобный ход Эрмитажа как-то обезопасит музей от подобных продаж копий и от подобных историй?

— Я думаю, что Эрмитаж просто борется за право использовать название «Эрмитаж» вообще в любых коммерческих целях, если это не было отдельно оговорено с музеем и с брендом «Эрмитаж». Эрмитаж борется за это и вполне правомерно. Я думаю, что музыкальная история здесь больше сыграла на позитивный пиар для цифровой коллекции Эрмитажа, которая сейчас начала продаваться, и аукционы, которые только что начались, но я думаю, что Эрмитаж просто защищал свой бренд.

Все вырученные от продажи NFT-токенов средства пойдут в сам Эрмитаж, однако там отмечают, что не пытаются с помощью цифрового искусства решить финансовые вопросы. Для музея это прежде всего эксперимент.

За первый час торгов стоимость виртуальной картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» выросла в два раза, в переводе на рубли она стоит более миллиона. В настоящий момент это самый дорогой лот музея.