Расширение за миллиард долларов: «Яндекс» намерен выкупить доли Uber в нескольких бизнесах
Компания планирует приобрести у Uber 4,5% акций совместного предприятия и довести свою долю в нем до 71%. «Яндекс» выкупит доли сервисов «Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка» и беспилотных автомобилей
Читать на полной версииОбновлено в 15:30
«Яндекс» выкупит доли Uber в нескольких бизнесах. К нему полностью перейдут 4,5% акций сервисов «Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка» и беспилотного подразделения, которые сейчас принадлежат американскому перевозчику, пишет РБК со ссылкой на пресс-службу «Яндекса». Стоимость сделки составит 1 млрд долларов, доля IT-гиганта вырастет до 71%.
При этом сервисы мобильности — такси, каршеринг и самокаты — пока будут развиваться совместно. Впрочем, «Яндекс» сможет в течение двух лет выкупить их по цене от 1,8 млрд до 2 млрд долларов.
О возможном увеличении своей доли в общем предприятии «Яндекс.Такси» в компании сообщали еще в июне 2020 года. Как отмечал бывший операционный директор «Яндекса» Грег Абовский, тогда велись переговоры о цене, которая «всех устроит». Теперь же руководство заявило, что эта сделка поможет упростить управление и интеграцию сервисов. Но главная причина — недопонимание между партнерами, считает исполнительный директор VSK Group Максим Тищенко:
— Возможно, есть какое-то недопонимание между представителями Uber и «Яндекса». Поэтому, как мне кажется, это первый звонок о том, что «Яндекс» старается в некой степени монополизировать и сосредоточить весь контроль в своих руках. С учетом того, что у него и так достаточно для того, чтобы контролировать эти компании, но он хочет довести свою долю до того, чтобы не было в том числе блокирующего пакета. Поэтому он и старается сейчас, чтобы все ключевые и перспективные, с его точки зрения, направления были сосредоточены в одних руках. Есть неоднократные попытки «Яндекса» через «Яндекс.Доставку», «Яндекс.Еду» и другие свои сервисы выйти на другие сегменты рынка.
— Может ли случиться так, что «Яндекс» будет искать себе новых партнеров для развития бизнеса?
— Последние шаги «Яндекса» показывают то, что компания старается выходить на новые сегменты рынка, в смежные направления только за счет приобретения активов, в том числе брендов, и представителей рынка. Она не старается произвести обмен акций на акции или приобретать новых партнеров в лице других компаний. Но «Яндекс» очень последователен за счет поглощения покупки. Компания пытается избавиться, возможно, где-то от перспективных конкурентов. «Яндекс» показывает, что компания не готова делиться или видеть кого-то своим партнером в дальнейшем.
«Яндекс» и Uber объединились в январе 2018 года. Через год стало известно, что их совместное предприятие готовится выйти на IPO. Тогда инвестбанки оценили его в 8,5 млрд долларов. Однако вскоре размещаться на бирже компании передумали.
Аналитики отмечали, что после слияния «Яндекс» победил на рынке отечественных перевозок. По прогнозам Goldman Sachs, доля службы «Яндекс.Такси» к 2023 году должна была вырасти на нем до 56%. Потенциальный выкуп у Uber доли в сервисе никак не испортит этот прогноз, уверен председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок Борис Коношенко:
Борис Коношенко председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок «Я думаю, что покупка Uber никак не повлияет на рынок, поскольку все всегда понимали, что эти компании работают в плотном сотрудничестве. Uber давно перестал быть конкурентом «Яндекса». «Яндекс» станет еще крупнее, чем был, усилит свое присутствие и влияние на рынке».
Uber, если его сервис такси полностью поглотит «Яндекс», переориентируется на иностранные рынки, считает генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:
— Я думаю, что в некоторой перспективе Uber будет в меньшей степени концентрироваться на российском рынке и, вероятно, рассмотрит работу на других рынках. Скорее всего, с этим и связано то, что «Яндекс» увеличивает свою долю в бизнесе.
— Какие есть перспективы у «Яндекса», например, в плане масштабирования бизнеса на международный уровень и в целом?
— У «Яндекса» много бизнес-возможностей на зарубежных рынках. Конечно, нужно смотреть, по каким именно линиям бизнеса, потому что сейчас IT-компания работает в очень широком спектре отраслей. Надо смотреть на наличие договоренностей или соглашений с тем же самым Uber, если они обсуждали совместную работу на зарубежных рынках. Тем не менее сами по себе зарубежные рынки для компании открыты, продукты и сервисы более чем конкурентоспособны, «Яндекс» умеет эффективно адаптироваться под специфику различных рыночных ситуаций.
На прошлой неделе «Яндекс.Лавка» запустила доставку продуктов в Париже. Это первый город в Европе, где заработал сервис компании. Он будет работать под брендом Yango Deli.
Ранее «Яндекс» сообщил, что поднимет тарифы на такси по всей России. Прогнозировалось, что стоимость перевозок в сервисе вырастет от 30% до 100%. В компании заявили, что повышение цены за услуги позволит «больше инвестировать в качество, доступность и безопасность поездок, а также поможет перевозчикам компенсировать растущие расходы на обслуживание автомобилей и топливо».