Как Наталья Поклонская не вписалась в новую реальность. Комментарий Георгия Бовта
Станет ли вероятное назначение Поклонской послом в Республике Кабо-Верде ступенькой в карьере или местом комфортной политической ссылки? Над этим вопросом размышляет политолог
Читать на полной версииКомитет Госдумы по международным делам в ближайшее время проведет заседание по вопросу назначения заместителя его председателя Натальи Поклонской послом в Республике Кабо-Верде. Наталья Поклонская стала депутатом, получила пост главы комиссии по контролю за доходами депутатов, однако в 2018 году лишилась его после того, как проголосовала против пенсионной реформы. Глава фракции единороссов Сергей Неверов тогда заявлял, что Поклонская нарушила фракционную дисциплину и должна «принять для себя решение». В этом году депутат подала заявку на участие в праймериз «Единой России», намереваясь избираться в Госдуму следующего созыва. Однако 28 мая она снялась с праймериз в связи с переходом на некую «новую работу». Депутат уточнила, что на новой работе «снова может надеть китель».
За что ее теперь отправляют в Кабо-Верде? Мнение самой Поклонской о политическом будущем в последнее время часто менялось. Еще в начале года она давала понять, что подготовила рапорт о восстановлении в прежней должности прокурора Крыма, если не будет включена в списки кандидатов от «Единой России» на выборах в Госдуму. По закону после оставления депутатского кресла она могла рассчитывать на должность, равнозначную той, которую она занимала до депутатства. В то же время она не раз заявляла, что хотела бы продолжить работу как раз в Думе нового созыва. Поэтому ее снятие с праймериз «Единой России» весной за два дня до окончания голосования не выглядело вполне добровольным.
Вероятно, именно тогда ей сделали предложение, от которого она решила не отказываться. Вполне очевидно, что ее не захотели видеть в новом составе Думы ни руководство фракции «Единой России» во главе с Сергеем Неверовым, с которым у нее были конфликты, ни кураторы из президентской администрации. Которые, наверное, могли бы найти какие-то аргументы за, но не стали.
За время депутатства Поклонская зарекомендовала себя как искренний и непосредственный политик, подчас даже слишком непосредственный, не лишенный экстравагантности. Она запомнилась скандальной борьбой с привлечением Генпрокуратуры против фильма Алексея Учителя «Матильда», обвиняя его в оскорблении чувств верующих, а точнее памяти Николая II. После чего ей якобы порекомендовали воздерживаться от публичных выступлений, хотя в «Единой России» такую рекомендацию опровергли.
Отношение к императору у Поклонской — на грани экзальтации. Она даже ходила на марш «Бессмертного полка» с его иконой. Старшие товарищи по партии пытались ее вразумить и наставить на путь истинный. Неформальное кураторство над ней, видимо, одно время взял заместитель секретаря генсовета «Единой России», отвечающий за идеологию, Евгений Ревенко. Но Поклонская все равно сумела оскандалиться, когда в радиоэфире приписала цитату из Грибоедова Александру Суворову. А в марте 2017 года сообщила, что бюст Николая II, который с ее подачи был установлен в Симферополе, «замироточил».
Впрочем, именно Поклонской как символу «русской весны» поручили произнести торжественную речь по поводу трехлетней годовщины присоединения Крыма. Но уже на следующий год, когда она собралась сообщить о якобы недостоверности деклараций о доходах четырех товарищей по «Единой России», ее из комиссии по контролю за доходами депутатов убрали, а саму комиссию расформировали.
По ее странице в Facebook видно, что Поклонская до последних дней продолжает быть активным депутатом. Она поднимает острые вопросы о состоянии крымской медицины, явно намекая на воровство и коррупцию. В последнее время она отчаянно боролась с вырубкой и незаконной застройкой Форосского парка, а также прочей хаотичной и варварской застройкой прибрежной полосы Крыма и еще против махинаций с землей в районе Большой Ялты. Однако все ее обращения в прокурорские структуры остаются без ответа и реакции. И хотя она обещает не бросать тему парка в Форосе, вряд ли ей будет сподручно делать это из далекой страны Кабо-Верде. Значимость которой в российской внешней политике близка к нулю. Хотя некоторые таинственно намекают на то, что, дескать, это важный офшор, а еще перевалочный пункт наркотрафика. Это все конспирология. Поклонская не по этой части.
Некоторые еще сравнивают ее нынешнее назначение с тем, как в декабре 1991 года, тоже не вписавшись в новую реальность, глава комитета материнства и детства в Верховном Совете СССР Валентина Матвиенко в тот же 41 год, что и Поклонской сейчас, отправилась послом на Мальту, а затем в Грецию. Чтобы вернуться в ранге вице-премьера в правительство Евгения Примакова. Были, конечно, в истории и не такие успешные возвращения из политической ссылки. Бисмарк, вон, даже послом в России побывал перед политическим взлетом. Но пока назначение Натальи Поклонской выглядит именно как ссылка из публичной политики. Примечательно, что еще раньше из политического поля пропал, хотя он и остается на родине, еще один символ «русской весны» 2014 года, некогда «народный мэр Севастополя» Алексей Чалый. Зато все остальные — вписались.