В российский прокат вышел «Мартин Иден» с итальянским колоритом
Режиссер Пьетро Марчелло перенес действие одноименного романа Джека Лондона из США в Италию и вставил в картину коллажи из архивных кадров, в том числе старых советских фильмов. Критики обещают интересный просмотр
Читать на полной версииИстория принцессы и матроса. В прокате — «Мартин Иден», один из самых заметных авторских фильмов последнего времени. Режиссер — Пьетро Марчелло. В чем заключается русский след в этом итальянском кино и в чем его отличия от культового американского романа?
«Мартин Иден» — популярная в советские времена книга Джека Лондона, которую в современной России, впрочем, постепенно стали забывать. Роман, который считают полуавтобиографическим, не так часто экранизировался. Главный герой — моряк, он случайно знакомится с девушкой из высшего общества и влюбляется в нее. Остро ощущает свою неотесанность, начинает тянуться за возлюбленной, в какой-то момент чувствует в себе дар писателя, вскоре обгоняет в развитии и девушку, и ее близких. В исходном романе действие разворачивается в Калифорнии, в фильме — в итальянском Неаполе. Это расставляет некоторые новые акценты, но играет скорее в плюс: появляются колоритные сцены в неаполитанских кабаках и трущобах, живописные кадры с каналов.
В романе основная линия, скажем так, история про селф-мейд героя. Но в кино она отражена не так ярко, считает кинокритик, обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин:
Валерий Кичин: кинокритик, обозреватель «Российской газеты» «Вот этот момент роста внутреннего очень важный — в фильме это передано, я бы сказал, пунктиром. Еще и потому, что актеру, который играет Мартина Идена, если я не ошибаюсь, на момент фильма было 35 лет, а Мартину Идену в этот момент должно быть 20 — это огромная разница. Поэтому в своем развитии, когда вот это уже вполне взрослый, очень похожий на Маяковского человек приходит к какой-то точке сомнений в том, что все окружающее его так называемое высшее общество ни шиша не стоит, этот момент в фильме оказался прорисован слабо. Вообще, может быть, не нужно сравнивать роман с кино, хотя картину смотреть обязательно надо».
Режиссер «Мартина Идена» — Пьетро Марчелло, один из самых заметных современных итальянских кинематографистов, прежде всего известный как документалист. Он интересуется в том числе нашей страной. Так что в «Мартине Идене» можно обнаружить и советский след. Не только митинги сторонников социализма и революционный пафос, но и отсылки к нашему кинематографу и культуре в целом, продолжает кинокритик Максим Семенов:
— Марчелло создает такие коллажи из отрывков хроники других фильмов, старых записей и пленок. Собственно, в «Мартине Идене» он активно это использовал, создавая объемный образ двадцатого века. Там есть музыка Каравайчука, если мне не изменяет память, кадры из советских фильмов, по моему, что-то из Киры Муратовой и точно что то из Авербаха. Картина, созданная Марчелло, чем интересна, она очень узнаваемая. Похожие события примерно везде в двадцатом веке и происходили.
— Насколько актуальным получилось сейчас это киновысказывание для зрителя?
— Сложный вопрос. Мне кажется, все-таки это скорее история о прошлом и фильм, который осмысляет события прошлого столетия. Не уверен, что эта картина покажется гиперактуальной, но она хорошая, и от нее можно получиться искреннее удовольствие.
Два года назад исполнитель главной роли, Лука Маринелли, получил за нее награду на Венецианском фестивале. С тех пор «Мартин Иден» попал во множество рейтингов лучшего кино 2019-2020 годов — прежде, чем добрался наконец до российского проката.