Booking не согласен со штрафом ФАС в 1,3 млрд рублей и будет обжаловать решение ведомства
ФАС оштрафовала сервис, обвинив его в доминирующем положении на рынке и принуждении пользователей-отельеров к определенным условиям работы. По мнению опрошенного Business FM юриста, штраф придется заплатить, если не удастся оспорить или отменить решение ФАС
Читать на полной версииОбновлено 27 августа в 16:00
ФАС оштрафовала сервис Booking.сom на 1,3 млрд рублей. Антимонопольная служба посчитала, что компания злоупотребила доминирующим положением на российском рынке. По договору, отели должны соблюдать паритет цен, то есть они не могут установить стоимость номера в других каналах продаж ниже, чем у агрегатора. При том, что комиссия сервиса с каждого бронирования составляет 20%.
Forbes подсчитал, что подобный штраф — это 11,5% от оборота сервиса в России в 2020 году, и Booking.сom может уйти с отечественного рынка, что грозит маленьким отелям большими проблемами. Сейчас сервис фактически избавляет их от необходимости содержать отдел продаж.
ФАС пытается защитить бизнес от нечестного монополиста. Но нужна ли отельерам такая защита? Business FM поговорила с партнерами сервиса в России. У генерального директора City Park Hotel в Сочи Ильи Завиваева нет претензий к агрегатору:
Илья Завиваев генеральный директор City Park Hotel в Сочи «Booking.сom — партнер очень знаковый и солидный. Нас устраивает плодотворное, историческое и взаимовыгодное сотрудничество, иначе его бы не было. В принципе, хочешь — работай, хочешь — не работай. Если твой личный бренд настолько сильный, то тебе достаточно обходиться вообще без партнеров, и отель самостоятельно все обеспечивает, но мне такие примеры не известны. Например, кто-то из России хочет поехать в Чехию, приведите пример отеля там? Вы, конечно же, будете искать через агрегатор, а № 1 — Booking.сom, то есть доля, которую этот партнер может занимать в конкретном портфеле клиента. У кого-то это будет доминирующая позиция, у кого-то будут 20-30%. Это все регулируется понятным образом. Хотелось бы, чтобы комиссия была меньше. Радуешься входу в агрегатор, но расстраиваешься, когда подписываешь платежку о комиссии».
Жалобу на агрегатор в ФАС подала «Опора России». Она считает, что санкции в отношении Booking.сom назревали давно: он должен работать по российским правилам.
В пресс-службе Booking.com сообщили РБК, что «разочарованы решением ФАС». «Мы всегда вносили свой вклад в развитие индустрии туризма и твердо уверены, что наша практика паритета цен является справедливой», — добавили в сервисе.
Компания намерена обжаловать штраф. Если сервису не удастся оспорить штраф, ему придется его заплатить, считает старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко:
Если Booking.com уйдет, отели смогут снизить цены на своих сайтах. Но с учетом 20% комиссии Booking.com региональным отелям едва хватало денег, так что опускать ценник особо некуда, говорит ответственный секретарь межотраслевого координационного совета гостеприимства и услуг Тамара Буйлова:
Тамара Буйлова ответственный секретарь межотраслевого координационного совета гостеприимства и услуг «Сами отельеры говорят, что для Booking.com было бы чувствительно 5-10 млрд рублей. Еще дело в том, что Booking.com за свои услуги забирает комиссии со всего проживания около 20%, все это выводится за границу. Такая защита нужна, потому что Booking.com, скорее всего, не уйдет, потому что такие штрафы на самом деле давно существуют в Европе. Если посмотреть ретроспективу работы Booking.com в России, сначала их комиссия была 10%. Вопрос с технологической точки зрения замещения Booking.com решаемый. У таких особо крупных сайтов, как РЖД, своя система билетов продажи, «Аэрофлот» и крупные сайты, где продаются туристические продукты, могли бы у себя разместить тот или иной движок. И разместили, я думаю, в большинстве своем Booking.com. Если это все не получается в нынешних условиях, не помешала бы даже государственная компания, которая смогла все аккумулировать. Booking.com должен остаться поставщиком туристов из-за рубежа».
Альтернативой Booking.com в России могут стать менее популярные «Яндекс. Путешествия» и сервис «Островок». Они, например, активно работают с отельерами Крыма: там Booking.com как нидерландская компания не может заключать договоры с местными гостиницами. Но у этих агрегаторов тоже есть условие о не нарушении паритета цен, отмечает гендиректор трехзвездочной питерской гостиницы «Адмиралтейская» Ольга Киселева:
— Если Booking.com уйдет, это будет катастрофа, у нас пропадет такой глобальный, большой ресурс. Мои рассуждения свелись и к тому, что, вероятно, все сделано для того, чтобы Booking.com ушел. Наверное, для кого-то готовится платформа, потому как слишком показательно это все было сделано. Сейчас есть и более серьезные нарушения антимонопольного законодательства, жалобы у ФАС, но ФАС никаким образом не реагирует.
— Сама формулировка: ФАС таким образом пытался защитить отели от Booking.com, который заставлял их завышать цены.
— У любой компании есть в договоре строка: не нарушение паритета, такое же абсолютно, как у Booking.com, и у «Островка» он есть, и у всех остальных. Этот пункт действительно запрещал ставить цены ниже, в том числе на других ресурсах, чем на Booking.com, но на своих сайтах мы всегда можем выставить свою цену. Поэтому мы прекрасно все вопросы с Booking.com решали самостоятельно. Станет ли Booking.com какой-то другой ресурс? Нужно понимать обороты Booking.com, их финансовые возможности, есть ли у кого-то еще такие финансовые возможности, вот в чем вопрос.
Гостиницы могут развивать собственные сайты и отделы продаж. Но если крупные сетевые игроки могут хотя бы попытаться это сделать, хостелы и маленькие отели такая политика убьет окончательно, говорит генеральный директор Sheraton Nizhny Novgorod Kremlin Дмитрий Володин:
Дмитрий Володин генеральный директор Sheraton Nizhny Novgorod Kremlin «Действительно, у международных сеток есть свои сайты, системы лояльности. Но если сравниваем цены через Booking.сom или через прямые сайты международных сетей, Booking.сom иногда выигрывает в цене, но не всегда выигрывает в сервисе. Все компании развивают свои системы продаж, системы лояльности. Самый крупный — это Marriott, который развивает bon voyage и вкладывает много денег. Но ни одна из международных сетей нигде в мире не отказалась от услуг Booking.сom. У меня есть внутренняя уверенность, что Booking.сom не уйдет с российского рынка. Он дает до 40% бронирования по внутреннему туризму в России. В России же есть опыт, когда происходили подобные вещи, всегда находилась альтернатива. Я думаю, что Booking.сom будет вынужден изменить какие-то пункты договоров, возможно, они повысят процент за бронирования либо подпишут дополнительный договор, по которым цена на отели на Booking.сom все равно будет отличаться от других систем».
Ранее из-за претензий властей Турции Booking.com был заблокирован для бронирования отелей внутри страны. При этом россияне могут свободно пользоваться сервисом для поиска отелей на турецких курортах.